Куба

Jan 07, 2012 17:45

С 20.12.2011 по 03.01.2012 в компании коллег побывал на Кубе. Зимой на Кубе тепло. Температура воздуха была 26-28 градусов, воды в море - 22-24, иногда шёл дождик, а в день отъезда с моря дул очень сильный ветер, так что купаться было запрещено. Но мы всё равно купались )

Куба - единственное социалистическое государство в Латинской Америке. На острове два вида денег: обычные песо и конвертируемые песо (их ещё называют куками, от аббревиатуры CUC ). 1 кук равен 25 обычным песо. Обычные песо ходят только среди местного населения, иностранцы ими расплачиваться формально не могут, и выменять их в банке тоже не могут. Можно, конечно, наменять у местных, но не всякий из них на это пойдёт.

Куки можно выменять в любом обменнике (курс везде примерно одинаковый) на валюту. Принимают довольно широкий спектр валют. Формально курс 1 кука - это 1 доллар США. Но при обмене валюты взымается комиссия, и как раз у доллара США она самая большая. Поэтому нам выгоднее везти на Кубу евро.
С пластиковыми картами беда. Mastercard не работает вообще. Visa может работать, только если банк, выпустивший карту, не американский. Дело в экономической блокаде Кубы со стороны США, после революции Фиделя. Банкоматов очень мало. Поэтому ехать лучше с бумажной денежкой.
Местное население может потратить полученные от туристов куки в специальных магазинах (многие из нас вспомнили про Берёзку). Цены на импортные товары там почти как в нерезиновой. С бытовой техникой вообще плохо, например, я такие мониторы и телевизоры видел в ходу у нас только лет 10 назад.

С зарплатами на Кубе как в бывшем СССР.  При этом довольно много бесплатной социальной помощи.  Обычная зарплата кубинца - это 30 кук. Стоит иметь этот факт в виду,  договариваясь о какой-то услуге или о цене с таксистом или покупая что-то на рынке.  Разница в ценности 1 кука для вас и для них велика.

Поэтому все, кто хоть как-то связан с туристами, пытаются на них нажиться. Однако, социализм - это ещё жёсткий контроль и учёт, поэтому все, кто хоть как-то наживается на иностранцах, подлежат учёту и платят Фиделю денежку. Яркий пример - это владельцы домов и квартир, сдающие комнаты туристам. Обычная цена одного habitacion (habitacion - это спальня с 1-2 кроватями, кондиционером и душевой комнаткой) 25 кук за ночь. Паспортные данные всех постояльцев записываются в специальный журнал (лучше иметь хотя бы ксерокопию своего паспорта, хотя у меня принимали и водительское удостоверение). Но в независимости от того есть клиенты или нет - владельцы должны каждый месяц платить государству 300 кук на один habitacion. Но владельцы находят дополнительные источники дохода: завтраки и ужины. Завтрак стоит 3-4 кука, ужин - от 10 до 15 с человека. Но по моему опыту могу сказать, что в небольших городах ужинать лучше как раз у владельцев: вкуснее и дешевле.

Хорошо покушать в местных заведениях можно за 10-15-20 кук. Кстати, говорят, что говядина и лобстеры - это продукты, разрешённый в употребление только иностранцам и детям. Типа стратегические.

Многим кубинцам социализм не нравится. Особенно тем, кто связан с туристическим бизнесом. И это понятно. Ещё далёкость идей социализма видна, когда смотришь на негров в Гаване, пытающихся втюхнуть тебе левые сигары, кокаин или девочек. Но в отличие от нас, им вряд ли известны нюансы перехода от социализма к капитализму )

С другой стороны, для понаехавших на этот нерезиновый остров туристов, в социализме много плюсов:
1. На острове порядок (Гавана - отдельная тема, но там много полицейских). Правонарушения в отношении туристов очень жёстко наказываются.
2. Из-за низкого уровня цен, отдых получается довольно дешёвым. Если брать ту же Доминикану, то море и песок там такие же, но в цене будет в 2 раза больше.
3. Цены во всех магазинах одинаковы. И даже в дьюти фри (на кубинские товары).
4. У населения очень мало автотранспорта, поэтому на дорогах машин практически нет. Кататься по Кубе - одно удовольствие.
5. Все пляжи бесплатные. Даже на территории отелей (и мы активно этот факт использовали).

Я искренне считаю, что когда сюда придёт тлетворная гидра мирового капитализма, то всего этого на Кубе уже не будет. Поэтому нужно туда съездить ещё разик, когда получше подучу испанский. Кстати, если кататься по острову самому, то без примитивных познаний в испанском, на Кубе будет тяжело.  Местное население практически не говорит на других языках, а толковых карт острова для навигатора, а в городах табличек с названиями улиц и номерами домов почти нет. Как ни крути, но с населением придётся общаться. По крайней мере у нас было 2 основные темы: как куда-то проехать и тема цены и атрибутов ночлега.

Транспорт
До недавнего времени рядовым кубинцам было запрещено торговать автотранспортом, также не было импорта машин. Поэтому на дорогах в изобилии ездит куча раритетов, которые я видел только на картинках. Говорят, что богатые коллекционеры как-то предложили Фиделю выкупить часть этого антиквариата, но тот гордо отказался. Раритет - это, конечно, экзотично, но с выхлопами проблема, вонь стоит жуткая. Ну да, в те-то годы о нормах СО никто не задумывался )

Также активно используются велосипеды и гужевой транспорт, даже в Гаване.

В сельской местности видели телегу, которую тянули не лошадки, а самы настоящие волы.

Вообще с транспортом у местных туго, и используется любая возможность:


Есть сеть железных дорог, но работает она крайне нестабильно, к тому же не до конца восстановлена после урагана.
По ней даже ездят паровозы!


Передвигаться удобней на арендованной машине или такси. Цены на такси зависят от жадности водителя и вашего умения торговаться. Как правило, у них большая конкуренция, поэтому сбить цену довольно легко. По Варадеро мы катались за 2-3 кука.

Дороги между прибрежными городами в хорошем состояниеи. А вот между внутри-островными -  иногда в крайне плачевном. Часто попадаются ямки размером 30-40 см. Этот факт нужно учитывать при прокладке маршрута. Также на дорогах нет освещения, поэтому двигаться ночью затруднительно. Ещё по ночам велосипедисты любят выезжать прямо на середину проезжей части. Темнота, кстати, наступает в шесть часов вечера. Из-за близости к экватору сумерек как таковых нет.

Аренда машины

В Варадеро много ренткаров. Разных фирм. Но цены везде одинаковые. Перед Новым Годом нам везде предлагали китайский Gyly, чем-то похожий на ВАЗ-2110. Хотя его аренда и была недорогой - 75 кук в день со страховкой, но брать его почему-то не очень хотелось.

В итоге, чисто случайно нашли Hyunday, на котором было написано Accent, но у нас на таких пишут Solaris.


Машинко почти новая, с автоматом (лучше б с механикой, потому что ездили в гористой местности). Цена аренды - 132 кук в сутки со страховкой и полным баком. Цена зависит от количества дней аренды. Мы брали на 7 суток.

Маршрут

Толковых карт по Кубе нет. Я скачал из интернетов что-то самодельное для Навитела. Без карт, конечно, делать там нечего ) У Гугля карта не совсем верная. Но вот примерный наш маршрут:



Прелесть путешествия раскрывается в полной мере, когда каждый день перемещаешься на новое место, видишь новых людей, общаешься с ними, смотришь на новые города и места. Здесь главное не задерживаться долго на одном месте, а попробовать вместо этого постараться увидеть и ощутить в текущем месте новых впечатлений, чего в твоей жизни раньше не было. Еще кажется важным не планировать все до мелочей. Элемент случайности просто необходим для полноты картины. Почему-то так всегда складывалось, что от случайностей было только хорошо. Дорога как раз случайностями всегда вносит некую изюминку, избавляя путешествие от скуки. Часто возникало желание где-то остановиться, а иногда и отклониться от маршрута, выйти и посмотреть на новое место.
Тогда проявляется внутренне состояние души, которое я бы назвал формой странника: ты соприкасаешься на короткий миг с чем-то новым и успеваешь за этот миг проникнуться новыми впечатлениями, а в конце путешествия понимаешь, что эта форма намного приятней и правельней, лучше сказать гармоничней, нашего обычного состояния. Неспроста многие любят путешествия.
Помнится, как грустно было возвращаться в Варадеро - в сравнении отельная жизнь по расписанию (еда-пляж-развлекуха) выглядит поистине унылой.

Накатали 1500 км, общее время проведённое в поездке 23 часа. Без машины, конечно, Кубы не увидеть, ибо то, что на курорте - это не Куба.
На бензин ушло 140 куков. Литр бензина стоил 1.4 кука. С заправками проблем нет. Но лучше поддерживать всегда полный бак.

Варадеро
Гавана
Playa Larga
Тринидад и водопады

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up