Не успел я приятно отудивляться "
музейной ночью", как незамедлительно грянуло еще одно интереснейшее событие, Российско-германский уличный фестиваль, проводимый в рамках
Года Германии в России 2012/13. Обширная программа фестиваля длилась аж три дня, само действо проходило на центральной набережной, прямо у реки Волги. Я сконцентрировался на музыкальной составляющей, как наиболее мне интересной. Первый день концертной программы был посвящен, как ни странно, джазу. В программе значились:
BlOfish (Германия)
Волга-Мануш-бэнд (Россия, Волгоград)
Волгоград-Джаз-Квартет (Россия, Волгоград)
Ансамбль 12 (Россия, Волгоград)
ThreeFall (Германия)
Комбо-Джаз-Бэнд (Россия, Волгоград)
Monobo Son (Германия)
Местные исполнители мне были прекрасно знакомы, о немецких же слышал впервые. Меня это чрезвычайно заинтересовало, и я даже выехал пораньше, но как выяснилось, недооценил масштаб мероприятия - вся набережная была перекрыта. А учитывая еще и пожар в центре города, движение было парализовано. В итоге ехал я не 15 минут, как обычно, а полтора часа. Следовательно, выступление BlOfish пропустил чуть менее, чем полностью. Но то что слышал, было достаточно авангардно, но что-то более вменяемое рассказать о них я не могу.
Волга-Мануш-бэнд не сильно меня заинтересовали, ибо я не поклонник джипси-джаза, прямо скажем, а потому я решил осмотреться. Сразу удивило, что огромное пространство перед сценой было отгорожено барьерами, а количество сотрудников полиции было сопоставимо со зрительской аудиторией. Как-то не так я вижу уличные фестивали, ярчайший пример в виде Гогольфеста в Киеве это наглядно доказывает. Но разгадка была проста - на этой же сцене пляшет всякая низкопробная эстрада на дне города (от слова "дно") и прочих сомнительных ивентах. Аудитория там соответствующая (думаю, объяснять не нужно). А потому решили перестраховаться. Ну что ж, за неимением дворника, попробуем как-то приноровиться не только послушать, но и пофотографировать (за забор, естественно, пускали по аккредитациям). Послушать вполне можно было и с лестницы, служившей зрительным залом, аппарат выкатили неожиданно серьёзный, звук был на высоте! А вот фотографировать как-то совсем не удавалось, как бы я ни кружил вдоль барьеров. Спасение прибыло в лице Инессы Тропиной, сотрудника
"Агентства культурных инициатив" (со-организаторов фестиваля), и просто моей хорошей знакомой. Доступ на сцену был получен, за что выражаю ей благодарность!
После первых двух коллективов перед сценой бегали какие-то дети под долбящую в мозг попсу (врубили в полтора раза громче, чем выступающих!), пускали шарики, затем кто-то из организаторов объявил фест открытым, и можно было выдыхать. Тем временем на сцене появились Волгоград-Джаз-Квартет, чьи выступления я посещаю достаточно часто - их репертуар очень хорошо совпадает с моими вкусами в джазовой музыке. В этот раз ряд номеров был исполнен с вокалом, что меня немного озадачило. Продолжил представление местной сцены активно развивающийся Ансамбль 12 Андрея Раздобудова, также отличающийся годным подбором материала. Но тут что-то пошло не так, и среди зрителей было отчетливо слышно только саксофон и ударные. Что странно, на сцене из мониторной линии всё звучало очень даже хорошо. Вероятно, кто-то случайно сел на пульт. Но потом звук таки вывели.
Снова пришло время буржуинских хедлайнеров. Первые звались ThreeFall и определяли свой жанр, как jazz-hip-hop. Я ожидал реперов с цепями и кепками, прыгающих, как обезьяны. Но на сцену вышли трое интеллигентных хлопцев: тромбон с нефиговым процессором, тенор-сакс/бас-кларнет (!) и ударные. Дорвали они шаблоны, начав играть - прямо скажу, именно по творчеству это был наиболее интересный коллектив за вечер (на мой субъективный, разумеется). Ломаные ритмы, феерические эффекты обработки инструментов, которые в джазовой среде мало кто подвергает процессингу, интересные и динамичные мелодические ходы.
Перед вторым хелдайнером выступил один из старейших джазовых коллективов города, Комбо-Джаз-Бэнд, приведя в чувства тех, кого слишком уж накрыло взрывным авангардом импортных коллег. А завершили вечер немцы Monobo Son, классифицировать жанровые рамки которых и вовсе невозможно даже в пределах одной композиции. Скажем так - они играют Музыку! Помимо эксцентричной мешанины стилей музыканты демонстрировали недюжинные способности в артистизме, отчаянно жестикулируя и совершая движение по сцене, системность которого одобрил бы сам Роберт Броун. В один из моментов участники группы под удивлённые взгляды сотрудников правопорядка сбежали со сцены, лихо перемахнули через заградительные барьеры вместе со своими инструментами, вторглись в ряды обалдевших зрителей и продолжили играть, скажем так, unplugged. Этому удивился даже я. В рядах фотографов царило смятение, коему подвергся и я. Увы, перенастроить ручные режимы я не успел, а потому кадр этого действа будет носить скорее смысловой характер, нежели художественный.
Завершился вечер залпами конфетти и бурными аплодисментами тех, кто осилил культпрограмму до конца, а было их не так уж и много, к сожалению.
Подведем итоги. Вне всякого сомнения, мероприятие удалось "на все сто" и даже более. Также можно явно проследить джазовые течения двух стран, представленных на фестивале. Волгоградские коллективы исполняют более привычные (ценителям), классические направления джаза, но делают это ответственно и на высоком исполнительском уровне. Немецкие же музыканты отвергают все стандарты и конвенции и смело шагают вперед, нарезая авангард и нонконформизм. Но при этом оба этих диаметрально противоположных направления джаза органично дополнили друг друга. Это было здорово!
01. BlOfish
02.
03.
04.
05.
06. Где сцена, и где зрители
07.
08.
09. Немного публики
10.
11.
12. Волга-Мануш-бэнд
13. "Жизнь пролетает, словно мыльные пузыри"
14. Барышня-генератор философских пузырей
15.
16. Джаз для любых возрастов
17.
18. Речи об открытии
19. Шарики под грохот попсы
20. Даже человека-бутылку скрутило и он экстренно бежит в урну
21. Залп конфетти
22. Волгоград-Джаз-Квартет
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. Телевиденье тут вместе с радивом (с)
34.
35. Ансамбль 12
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46. Ведущие джазового дня фестиваля
47.
48.
49.
50.
51. ThreeFall
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70. Комбо-Джаз-Бэнд
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79. Monobo Son
80.
81.
82.
83. Музыканты пошли в народ
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97. Завершающие залпы
98.
99.
100.