Сайт о фресковом ансамбле церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Jan 23, 2017 00:58



"В лето 6975 бысть мор въ Великом Новигороди, въ Старыя Русы и в Новой, и во всех пятинах Новгородцькой области. В Неревском конци за городом во Звиринцы монастыри у Покрова Богородицы бысть скуделня велия близ церькви. Божьим попущением преставилось в Великом Новигороди от смертоносныя язвы 48482 человеки, а монастырех игуменов и старцов и в девичьих игуменей и стариц и крестиан 7652 человики. И в то поветрие явись на сем мисти на скуделни образ Симион Богоприимец. Аще бы не было б явления святаго Семиона было бы мерзость и запустение граду и всем пяти пятинам, да извисно написано в книги в часословцы подлинно. Богу нашему слава во векы аминь. Лита 1661" (граффити на стене Симеоновского храма).

В 2010-м на факультете истории искусств в Академии художеств я написала дипломную работу о росписях церкви Симеона Богоприимца новгородского Зверина монастыря.

Это небольшой обетный храм, поставленный на месте скудельни - общей могилы новгородцев, погибших от морового поветрия (чумы) 1467-1468 годов. Фресковый ансамбль церкви необычен. Здесь нет христологических сюжетов, нет сцен из жизни Богоматери или самого праведного Симеона, нет Страшного суда - в храме почти нет сюжетных композиций. Всё подкупольное пространство представляет собой полную годовую минею - изображения святых в календарном порядке с сентября по август (от дня Симеона Столпника до дня Положения пояса Богородицы).

Несмотря на то, что фресковый ансамбль церкви Симеона - всего лишь один из двух сохранившихся памятников монументальной живописи Новгорода XV века, исследователи не уделяют ему особого внимания. Виной тому, видимо, не слишком хорошая сохранность живописи, и достаточно «скучная» иконография. Первым и до сих пор главным исследованием росписей является работа Н. Н. Герасимова, который еще студентом той же Академии художеств участвовал в 1970-х годах в расчистке фресок и через несколько лет опубликовал статью с описанием месяцеслова (Памятники культуры: Новые открытия-1978. Л., 1979). Н. Н. Герасимову удалось установить структуру календаря и определить большинство святых. Но, вероятно, из-за неудачного сокращения, из статьи выпали описания тех двух месяцев, апреля и июля (частично), где сохранились оригинальные надписи. В результате, в обзорной монографии Л. И. Лифшица «Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков» (М., 1987) все апрельские и часть июльских святых поименованы как «неизвестные», хотя именно для них проще всего провести атрибуцию.

Позже, насколько мне известно, никто не пытался ни опубликовать случайно потерянные имена, ни повторить работу Н. Н. Герасимова, последовательно сверив все 245 сохранившихся фигур с древнерусским месяцесловом.

Несколько лет после окончания института я занималась этой работой. Планировала написать диссертацию. Пока не написала. Но сделала сайт. Надеюсь, он послужит подспорьем для будущих исследователей, которые когда-нибудь опубликуют большую монографию об этом замечательном памятнике древнерусской живописи.

Я буду благодарна, если вы распространите ссылку на этот сайт, чтобы он обсчитывался поисковиками, и появлялся в поиске по ключевым словам.

https://churchsimeon.wordpress.com/

живопись, древнерусское, Новгород, фрески

Previous post Next post
Up