НАСТОЯТЕЛЬ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ТАКУШЕВО ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЗЯЕВ О ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, ДОРОГИХ МАШИНАХ И КРЕСТОВОЙ МАСТИ
Модно говорить о богатых попах на "мерседесах". О золотых телефонах "Верту" и сверкающей церковной роскоши. Модно ругать Церковь за немыслимые богатства, но ругатели при этом молчат о сельских приходах и о священниках в ветхих подрясниках, на энтузиазме и вере которых в храмах теплится жизнь. И если б не редкие жертвы, если б не христианская помощь аборигенов, то и служба шла бы под худой крышей, и младенцев бы крестили в корыте.
Еду к батюшке Александру в Покровскую церковь села Такушево, что в теньгушевских палестинах. Еду через пять районов. По какому-то отчаянному бездорожью после Барашева. По дремучему бору, тишину которого нарушают голодные волки, встречные лесовозы и птица выпь над болотом. С одной стороны - лагеря, с другой - заповедник. Места таинственные. А отец Александр на солнечной стороне. Стоит у обочины, щурится. У него не "Мерседес". И даже не "Лексус". "Шестерка". Ржавая, но рабочая. Следуйте, говорит, за мной. И мы едем к церкви.
Батюшка пригодился там, где родился. А родился в деревне Дудниково. В 70-м году. Закончил школу, училище. И ушел в армию. Служил в куйбышевском стройбате, в иные войска не взяли по здоровью. Вернулся и проводил в родном районе газификацию, работал на кирпичном заводе, в строительных фирмах. И неспроста все - навыки теперь здорово пригодились. В 29 лет владыка Варсонофий рукоположил Александра Николаевича в сан священника. С той поры отец Александр успел послужить в Шокше, в Веденяпине, в Стандрове, в Теньгушеве и вот уже 18 лет подвизается настоятелем Покровского храма. "Что о себе, - спрашивает, - рассказать? Мордвин. Женат. Трое детей. Священствую. Покрыл в трех церквях крыши". И замолчал, и скромно улыбнулся.
Мы стоим в храме, здесь беленые стены и чистенько. Батюшке хочется поменять окна, но если средств не хватит, то и со старыми слава Богу. Батюшка мыслит огородить храм, чтоб выпивающие мужики не подожгли окурками по неосторожности. И уже материал нашел, но прихожанки не захотели видеть неказистую деревянную ограду. Может, с Божьей помощью, найдутся деньги на забор побогаче. Совсем недавно армяне-шабашники согласились перестелить полы совершенно безплатно. А чем платить? В мае приходской доход был еще справный - 12700 рублей, в июне - 7500, а в июле батюшка занедужил и, в лучшем случае, получится тысяч пять. Певчие тоже поют задаром. Вместо кагора иногда подкрашенная вода. О-хо-хо. На крылечко выходим поговорить.
- Отец Александр, тяжко Вам здесь. Как справляетесь?
- Я знал, на что иду. Знал, что ждут трудности. Священство - это мученичество. Ну, поставят меня сейчас в богатый храм, а вдруг через три года переведут? И что? Инфаркт? Инсульт? Трагедия? Мы должны пройти жизненный путь достойно, как воины Христовы. Носить крест - это милость Божия. Я вот слышал, что лет через пять к власти снова придут коммунисты, и снова начнут закрывать храмы. Не знаю, правда или нет, но говорят, что западные спецслужбы пошлют террористов со стороны Сирии. Их главная цель - снять Путина. Некоторые думают, что будет лучше, но будет как всегда. Было уже в истории - сняли царя, а дальше что? Революция! В нашем храме размещалась больница, здесь аборты делали! Сейчас снова храм. Намарался человек, но Божьим Промыслом очищается. Я думал всегда - как добраться до Бога? Не мог понять, как Господь общается с людьми? И однажды встретился с бабкой в селе Нароватово, чудотворицей и пророчицей. Мы много разговаривали, она меня в церковь и привела. Умерла 20 марта и меня символично рукоположили 20 марта. И я рад, что уверовал. Как бы хорошо человек без Бога не жил, все равно он живет неполноценно. Я теперь с Богом, но часто попадаю в трясину - то озлобляюсь, то раздражаюсь. А один вообще бы не справился. Без Бога человек - инвалид. Так и живем. Добрые люди иногда помогают. Купель пожертвовали. Ребята из Саранска привезли новое кадило с бубенцами, а то прежнее совсем никуда не годилось. Так что грех жаловаться.
- Часто о судьбах Отечества задумываетесь?
- Да я же не знаю ничего. У меня и телевизор-то не показывает. Как сломался полгода назад, так и не чиню. И врачи не рекомендуют - зрение плохое совсем. Вот по осени картошку выкопаем и операцию надо делать.
- Сегодня день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, который благословлял монахов на битву с врагом. А какое у Вас, как у священника, отношение к врагам России - христианским словом их убеждать или армейской силой?
- Я Вам так отвечу. Зря говорят, что Путин тратит большие деньги на Сирию. Если этого не делать, Сирия придет к нам. Россию всегда окружали. Но я не говорю про давнее время, я смотрю на нынешнюю ситуацию. Сначала били через Чечню, потом через Грузию, через Украину. Хотят перекинуть эти пожары на Россию. Это, по-моему, всем понятно. У церкви нет такой силы, чтобы воевать. Это дело военных. Человек призывается в армию и да - должен воевать. Без этого никак нельзя, я и сам был в армии. Многие были военными - и царь Николай, и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Феодор Ушаков. А почему так почитается святитель Николай? Он перенес в жизни много скорбей. Не отрекся от Бога, разорял ереси, ударил Ария по щеке, его бросали в темницу, перебивали переносицу. Его хотели отстранить, потому что христианин не должен поднимать на кого-то руку, но он же сделал это не от злобы, а для того, чтобы пресечь зло. И на одной иконе Богоматерь дает ему омофор, а Христос Спаситель протягивает Евангелие. Почему мы должны воевать, если к нам придет война? Если не будем воевать, то допустим, чтобы зло распространилось на Церковь и на все общество. Зло в этих случаях остановит пуля!
- Может, оно и так. Батюшка, я вот смотрю на Вашу боевую колесницу и вспоминаю, как часто ругают попов за дорогие машины...
- Тут знаете как... Если священнику подарили хорошую машину, то это неплохо. Я когда еду в Саранск на своей, то через мой организм проходит вся таблица Менделеева. Я возвращаюсь полуживым. Если бы автомобиль был чуть лучше, я бы в легкую ехал и не страдал бы так. Но думаю, что у Патриарха и у высших церковных служителей должны быть дорогие машины, а нам раздражать людей не пристало. В деревнях все перебиваются с копейки на копейку, и если я шикану на престижном автомобиле, меня не поймут. Да и не завидую никому. А если она сломается? Если проводка замкнет? Если разобьется? Что, инфаркт опять?
- Вы говорите, служили в Шокше. А помните, там на кладбище сохранились огромные кресты на могилах?
- Да, большие дубовые кресты. Считали, что так почитался покойник. Здесь нет ничего плохого. В каждом селе свои традиции, и если это не противоречит учению Церкви, то и пожалуйста, пусть стоит пятиметровый крест. В Питере ангел на шпиле. Что пять метров шпиль, что сто метров - в этом нет никакой неправды, всюду свои традиции.
- А давняя ли история у Покровского храма?
- Сто лет, примерно, ему. Говорят, что девица Анфиса - Анфиса Петровна Зинина - руководила процессом восстановления. Ее могилка с левой стороны храма. Точных сведений нет об этом. А заниматься историей некому. По большим праздникам человек десять приходят на службу, а так - трое-четверо...
А потом мы с отцом Александром говорили и о хозяйстве, и о веденяпинском храме, и о телесных недугах, и я, между прочим, услышал от батюшки одну преинтересную штуку. Спешу поделиться с возлюбленным читателем: "Почему, думаете, Церковь запрещает карточные игры? Крестовая масть - чтобы хуление шло. На Кресте же Христа распяли, а в картах глумятся - "ты дурак, ты козел". Бубны - кованые гвозди, которыми Христа прибивали. Раньше ведь шляпки были не круглые, не заводские. Черви - это губка с уксусом, которым напоили Христа. Винни - наконечник копья, которым один воин пробил ребро. Он был слеповат, брызнула кровь на глаз, и он снова стал видеть и исповедовал, что Христос не только человек, но и Бог. В Иерусалиме, говорят, на этом месте появилась расщелина... А я вот не хочу ехать в Иерусалим, я верую без Иерусалима. Серафим Саровский говорил: "Затворись в свою клеть и будешь Бога зреть!" Так и делаю.
А после беседы батюшка сел в верную "шестерку" и укатил по нескончаемым своим делам. Добрый батюшка, пусть у него все получится.