КАК В ЧИСТОМ ПОЛЕ ОТЕЦ АНАТОЛИЙ ХВАЛИЛ ЕВРЕЕВ, БОРОЛСЯ СО ЗЛОМ И ОТКРЫВАЛ СЕКРЕТЫ ДОЛГОЖИТИЯ
Собрались навестить нашего друга - охранителя Стрелецкой слободы, настоятеля Казанской церкви протоиерея Анатолия Клюшина, большого и теплого человека. Завели машину с Пашкой и Вовкой и выехали в июльское пекло. Но пока суд да дело, пока полями и пажитями любовались, отец Анатолий из слободы в Саранск улетучился, мимо нас проскочил. Звонит по рации, просит дождаться, советует скоротать досуг в прохладе шишкеевского пруда. Взяли квас в сельмаге и едем. Из-под колес разбегаются куропатки, желтенькие трясогузки. Окна настежь, травами пахнет. Вышли, а под ветлой тетерка дремала, спугнули бедную. Цапель целая гвардия - стоят на краю воды, как свечки, лягушек пасут. Вдалеке чомга хохолком вертит. А тут мы, три кабана, заныриваем. Всполошили, конечно, всех. Плещемся, как сазаны, час проходит, второй, третий. Нет батюшки. Решаем ему навстречу выехать. И вот в чистом поле показалась ангельская колесница. Машем руками, сворачиваем в посадки.
Выскочил отец Анатолий легким кузнечиком и нас обнимает.
Интересуюсь на жарком ветру, как день проходит у батюшки. И он начинает неторопливый рассказ: "В шесть часов петушок меня разбудил. Голосистый такой у соседей. Потом сборы - и в церковь, оценивать фронт работ. Там бригада строителей. Так-то с вечера задачи обговариваем, но утром надо все взвесить на свежую голову и действовать по плану. Успел с утра близнецов окрестить - Александра и Тимофея. Вас к половине десятого ждал, но так и не дождался - в Саранск по хозяйственным вопросам вызвали. А еще давно обещал бабушку старенькую свозить на дачу за вишней - детям некогда, а батюшка время нашел. Теперь снова в церковь - не хватает какого-то материала, буду искать. С этими заботами стал понимать слова Патриарха, он сказал как-то: "Я отдыхаю только на службе". Так и я теперь. Знаю, что никто меня не потревожит, что телефон у меня выключен. Отдыхаю душой и телом. Но заботы тоже необходимы - видели, сколько там дел, в каком состоянии здание. В прошлом году воду подвели, а когда убирались за храмом, обнаружили три родничка. Представляете? Из-под храма бьют родники! Ребята помогают, приезжают из Рузаевки, из Саранска, местные трудники приходят. А к вечеру в гости заглянет полковник нацгвагрдии из Петербурга. Посидим, чайку попьем. Но рассказывать о планах - это Бога смешить.
"А что, много у вас в слободе стрельцов осталось?" - "Да, живут потомки тех, кто охранял рубежи". - "Говорят, Вы хотите найти стрелецкую форму, нарядиться и стоять на въезде в село, встречать приезжающих..." - "Шутят (смеется). В Саранске есть Владычный полк, вот у них стрелецкая форма. Хотелось бы познакомиться, сделать что-то совместно". - "Сведем, дадим телефончик. Пруд у вас знатный такой! Часто сами бываете?" - "К сожалению, в этом году был лишь однажды, стройка отнимает весь досуг. В первый год приезда было побольше времени, ходил на рыбалочку и с ночевкой". - "А как при такой суете сыскать благодать Духа Святаго?" - "Постоянная молитва и общение с Богом. При любых заботах можно сказать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного". Помолился - и Господь помог, а если не получается что-то, надо потерпеть. Утром встаем с монахиней Марией, совместная молитва у нас, читаем каноны, и Господь дает силы, питает. При венчаниях, при крещении призываю благодать Духа Святаго. В прошлом году я был в Смоленске духовником поискового батальона, и там ребята хотели покреститься, но родители отговорили - давайте дома, посидим, отметим. Да так за год и не покрестились. Получается, не дети виноваты, а родители. А еще очень важно чувствовать, что люди за тебя молятся".
"Время подумать о Вечном находите?" - "А как же! Понравилось мне у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о душе. Что такое душа? Это психика. Он просто дал перевод с латинского. Да, все верно. У меня однажды спросили - что такое вера? А духовник учил - если не знаешь, что ответить, так и скажи, но воду никогда не лей. Можно, конечно, ответить по катехизису, но как объяснить доступно? Один молодой человек мне такое слово сказал: вера - это воспитание. Так мне понравилось! Ведь мы невоспитанны! Как меня мой друг Вовка Липилин воспитывал? Я залез к соседу в огород - о, ништяк, отличное яблоко сорвал. И мы с Липилиным попирали заповедь "не укради". Или вот бабушка моя покойная, Царствие ей Небесное, как говорила, когда я на току практику отрабатывал - возьми пакет, набери зерна. И набирал пару раз. А это ведь воровство. Совесть-то обличает. И потом я договорился со смотрителем тока - починил сломанное оборудование и получил мешок зерна в награду. Прихожу к бабушке: вот, упер. А она: "Мо-ло-дец!" Вот так воспитывала. А надо было бы сказать: возьми и отнеси обратно, и крапивы еще в штаны наложить. А сейчас что? Всю страну раздербанили, бюджетные деньги крадут! Заповеди надо соблюдать, в них все. Долгожительство от чего? От соблюдения заповедей. Сказано: чти отца и матерь твою, и будет тебе хорошо и продлятся дни твои на земле. За почитание старших Господь дает долгожитие! А мы что? Пятьдесят восемь лет и все, со святыми упокой. Более-менее на Кавказе держатся, потому что с уважением относятся к родителям.
А давайте еще евреев похвалю. Какая заповедь дает материальное благополучие? Мы же хотим жить долго и богато! Написано: шесть дней трудись, а седьмой день Господу Богу отдай. Почему евреи такие богатые? Потому что они никогда не будут работать, когда надо молиться". - "А у нас воскресенье на это..." - "Какое воскресенье! Иди посмотри! Те же бабушки заставляют работать. Дети приедут отдохнуть, а они им: вот надо сено скосить, вот надо ветку обрубить. И дети, бедные, вкалывают вместо того, чтоб в церковь сходить. А вот еще с экономической точки зрения... Батюшка все про деньги (смеется). Приходит ко мне человек, я его подтяну к заповедям, буду молиться, чтоб он здоровый был, потому что больной не придет и свечку мне не поставит. Правильно? А тут он с девушкой познакомился - уже две свечки, мне их надо повенчать, чтоб и детки появились. А потом жилище их освятить, а потом еще лучше - машину. Одни выгоды. Да и при чем тут евреи? Вы хоть одного батюшку видели бедного? Нет? А почему? Потому что ему необходимо молиться! Он в субботу где? В храме. В воскресенье где? В храме.
Я "Детство" Горького перечитал недавно. "Дед, нагрешивши от души, пошел в церкву молиться", "Ты, Алешка, чай, не медаль, нечего тебе у меня на шее висеть" Здоровско так перечитывать! И смотри, он очень тонко и душевно все описал. Чем закончил дед, который детей обижал? Он сам по миру пошел побираться. К людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Просят у тебя рубашку - дай. Если ты верующий человек, то поверь, что Бог тебе все вернет. Вот приехал я сюда в деревню, квартиру дали, машину дали, просторы какие! Ну что мне еще надо? Все, что мы делаем ради Бога, все вернется. Вот пришел ты в храм, вот ты постишься, и получается будто бы Бог тебе немножко должен, а Бог долги отдает. Где духа набраться? Походи под березами - в них дух живой силы, поезди по святым местам, приложись к мощам, благодатным иконам, сделай доброе дело, помоги ближнему. Пашка почему такой довольный? Потому что доброе дело сделал - привез вас ко мне.
А еще я понял норму пития. Есть норма! Вот ты, например, сел за стол - дрыньк. И как только тебя дрынькнуло - все! На этом, ребята, надо заканчивать, все остальное - зло-употребление, зло входит в вас, и оно правит вами, дьявол начинает раскручивать на время и на деньги..."
Батюшка долго еще говорил о жизни и смерти, о добре и зле, а я сорвал букетик желтых цветов и ходил за ним вдоль овражка, слушал. А потом бросил, балбес, цветы на обочину. Отец Анатолий вздохнул, поднял бережно: "Смотри - сорванная трава света боится. Так и человек согрешивший..."