Этот поход для меня действительно получился внезапным. После того, как один за другим сорвались несколько вариантов проведения второй части отпуска, я оказался перед выбором: или выходить на работу, чтобы там передоговориться и перенести часть отпуска на потом, или срочно что-то организовать самому.
Вспомнив, что год назад во время поездки на Соловки нам выдали проспектики фирмы-организатора, значительное место в которых занимал активный отдых, я решил попытать счастья и обратиться туда. Из более-менее продолжительных маршрутов остались только Ладожские шхеры. Природу тех мест я себе примерно представлял (бывал на Ладоге, правда, немного южнее тех мест), поэтому решил долго не раздумывать и поехать туда. Все формальности я уладил за несколько дней и в назначенное время выехал в Петрозаводск.
Погода в Петрозаводске была не очень: пасмурно и временами начинал моросить дождь. За исключением этого всё остальное было организовано на высшем уровне: нас встретили и провели экскурсию по городу, а в назначенное время мы выехали на начальную точку маршрута - посёлок Мейери (ок. 15 км от г. Сортавала). По дороге погода постепенно наладилась и в Мейери уже светило солнце.
Вечером была баня и ужин знакомств. Компания подобралась достаточно разношёрстная, но в основном из Москвы. Тогда же произвели разбивку по экипажам. Мне, как ранее ходившему на байдарках, в матросы определили девочку лет 12-13, приехавшую вместе со своей бабушкой.
Утром мы тронулись в путь по нашему маршруту. Погода с утра была довольно плохой, так что мы уже успели подумать «вот попали»: с неба периодически сыпал моросящий дождь, а временами налетали порывы ветра, что для байдарок очень критично. Кроме того, мне пришлось сразу объяснять своему нововприобретённому матросу правила поведения в байдарке в части телодвижений. И ещё одним неприятным для меня фактором оказалось отсутствие у всех байдарок рулей. Не знаю, кто посчитал руль на байдарке архитектурным излишеством, но на новых шкурах нет даже уключин для их установки, как и петель для крепления причальных фалов. При походе по озёрам, особенно при ветре или волне, это приводит к тому, что выправлять постоянно сбивающийся курс приходится с помощью старого, но не доброго «греби - табань», что приводит к потере темпа движения.
На обед мы остановились на острове Самматсари возле фундамента финского дома. Сейчас в него, увы, навалено столько бутылок, что кто-то повесил рядом такую табличку:
После обеда мы продолжили наш путь. Погода довольно быстро стала налаживаться и к месту нашей первой стоянки на острове Рахкасари мы подошли прекрасным солнечным вечером.
Рахкасари весьма скромный по размерам остров, но с несколькими бухточками, удобными для байдарок, и с большим количеством черники. Столько черники я не видел уже давно. Сначала собираешь всю подряд, через некоторое время начинаешь уже выбирать покрупнее, а под конец думаешь: «Всё, хватит», но увидев куст, осыпанный ягодами чуть не с вишню размером, не можешь пройти мимо. И всё это сопровождается судорожными попытками выбрать место, куда наступить, чтобы не топтать ягоды на кустах. Короче, черникой объелись на год вперёд.
На следующий день мы, не снимаясь с места, сплавали на экскурсию на остров Путсари (около часа по озеру от Рахкасари). Погода была солнечная, но ветер поднял небольшую волну, что заставило соблюдать осторожность при движении и маневрировании, но всё обошлось.
Раньше Путсари был частью владений Валаамского монастыря, о чём свидетельствует этот крест.
В 2008 г. остров был возвращён монастырю, о чём свидетельствует эта табличка:
На территории острова находится Сергиевский скит, около которого находится небольшое озерко. С купанием в нём церковники борются самыми радикальными методами: путем бросания туда спиленных деревьев с торчащими сучьями, что, помимо всего прочего, приводит к засорению озера.
Кроме того, на острове сохранились несколько жилищ монахов-отшельников.
Также на острове можно увидеть остатки финских оборонительных сооружений. Бетонное основание для берегового орудия:
Остатки блиндажа:
Однако самым интересным, на мой взгляд, является вот эта сосна, растущая лёжа на камне:
Ещё несколько кадров с острова.
Обратный путь прошёл без приключений. На следующий день нам предстоял длинный переход (ну относительно длинный - ок. 20 км) по весьма живописным местам, в одном из которых (на острове Маркатсимансари) мы остановились на обед.
Берег этого острова, как и большинства на Ладоге, гранитный, но здесь в граните есть вкрапления гранатов, которые можно даже наковырять.
После обеда мы переправились на остров Ханкасало, и поднялись на гору, чтобы полюбоваться открывающимися видами. Я, правда, предварительно не по свой воле искупался, когда пытался провести байдарку к месту, где её можно надёжнее вытащит на берег. Из-за отсутствия на байдарках специальных проушин крепить причальный фал просто не к чему, поэтому вести приходится, просто держась рукой за байдарку. Особенности конфигурации берега привели к тому, что я соскользнул в воду, но сумел быстро выбраться - даже фотоаппарат не промок. Пришлось быстро переодеваться и догонять группу, хвост которой уже скрывался в лесу.
Налюбовавшись красотами Ханкасало, мы снова погрузились в байдарки и двинулись к цели этого дня - заливу на острове Орьятсари. Там находится довольно обжитая стоянка, что не в последнюю очередь объясняется песчаным пляжем. Обратной стороной этого является то, что лес практически вытоптан: ходить туда за грибами или ягодами бесполезно, хотя место красивое.
Следующий переход был небольшим в первую очередь из-за двух экскурсий. Сначала мы сходили на гору желаний (у подножия нужно загадать желание и взять камень соответствующего размера, а потом занести его на гору и положить в кучу, ни разу не положив его по дороге).
Недалеко от этого места находится скала Айно. Согласно «Калевале», Айно была девушкой, к которой посватался старец Вянямёйнен. Опечаленная тем, что ей придётся выйти за старика, она пошла к морю и села на краю утёса, но утёс оказался с трещиной и кусок его откололся, а Айно утонула.
А обед мы совместили с ещё одной экскурсией на видовую площадку.
Экскурсия несколько затянулась из-за обилия грибов, нагло росших прямо вдоль тропинки. Под конец мы уже не знали, во что их собирать, в ход пошли даже кепки.
После обеда мы узкими проходами между островов прошли на очень живописный остров Сури-Хепосари, откуда на следующий день сплавали на экскурсию на самую высокую точку Ладожских шхер, находящуюся на о. Ханкасало, но в стороне от того места, где мы были несколькими днями ранее.
Переход следующего дня был коротким, что позволило нам насладиться прекрасной погодой и пейзажами. Через пару часов хода мы подошли к нашей последней стоянке на островах.
Следующим утром группа разделилась. Желающие поехать на Валаам (а таких, считая меня, набралось двое) рано утром с одним из инструкторов двинулись на базу, а остальные не спеша собирались, потом сходили на экскурсию на соседний остров и тоже вернулись на базу. Но у нас была возможность насладиться видом Ладоги без волны и ветра. По словам инструктора, такая Ладога бывает только в июне.
Перед поездкой на Валаам у нас состоялась небольшая экскурсия в галерею местного художника
Кронида Гоголева. Его картины мне не очень понравились, а вот резьба по дереву просто великолепна.
От г. Сортавала до Валаама «Метеор» идёт примерно 40 минут. Экскурсию по острову мы начали с осмотра Спасо-Преображенского монастыря. Я называю это экскурсией, но в настоящее время все посещения архипелага осуществляются через монастырскую паломническую службу. Надо сказать, что, хотя монастырь на Валааме был основан в 1407 г., все сохранившиеся постройки относятся, самое раннее, ко второй половине XVIII в. Нынешний Спасо-Преображенский собор начали строить в конце XIX в., а закончили в начале ХХ в. сооружение достаточно пышное и помпезное, но чего-то особо выдающегося я в нём не увидел.
Собор опоясан двумя квадратными постройками (внешним и внутренним каре), образующими своеобразный дворик.
Следующим пунктом нашей программы был переезд на «Метеоре» в Никоновскую бухту и осмотр Гефсиманского (только снаружи)
и Воскресенского скитов.
В церкви Воскресения господня, как и в Спасо-Преображенском соборе, есть нижняя и верхняя церковь. Нижняя символизирует гроб Господень, а верхняя - Воскресение Христово, что соответственным образом отражается на их убранстве.
В трапезной Воскресенского скита мы пообедали и на этом наше пребывание на Валааме закончилось. Ещё несколько кадров.
В целом, на мой взгляд, Валаам не представляет собой чего-то из ряда вон выдающегося. Место, безусловно, красивое, но сильно понравиться может только в том случае, если ты на Ладоге ничего, кроме Валаама не видел, а мы за неделю повидали очень много, а мне уж и подавно есть, с чем сравнивать.
Ещё несколько кадров:
Вечером на базе мы устроили прощальный ужин,
а утром поехали в Петрозаводск. Времени до отправления поезда было ещё много, поэтому я использовал его для более детального осмотра города, тем более что погода этому благоприятствовала. Так выглядит площадь Ленина (бывш. Круглая площадь). В одном из опоясывающих её жёлтых зданий находится краеведческий музей, который я также посетил.
Ещё одной достопримечательностью города является набережная, на которой установлены различные скульптуры, подаренные Петрозаводску городами-побратимами и не побратимами. Наибольшее внимание привлекает скульптура «Рыбаки».
Ещё несколько видов набережной
и города.
Также не могу не упомянуть о таком заведении как рестораны
"Карельская горница" и
"Суоми". Они находятся в одном здании по адресу ул. Энгельса, 13. Поначалу я был в некотором замешательстве, в какой пойти и в итоге выбрал "Суоми", но всё оказалось гораздо проще и интереснее: рестораны буквально работают под одной крышей, т.е. заходя в один из них, ты выбираешь только интерьер, а меню тебе приносят оба - выбирай, что хочешь.
За всем этим великолепием незаметно настало время садиться в поезд. Покидал я Петрозаводск со смешанными чувствами: радости от скорого возвращения домой и сожаления о том, что всё закончилось так быстро. Поездка мне очень понравилась. В Крыму отдыхать было, конечно, приятнее, но тут было гораздо интереснее.