Самолётные лыжи

Mar 10, 2021 17:58







Почти с самого начала, как у меня появился свой самолёт я столкнулся с вопросом: как бы мне зимой не зависеть от расчистки ВПП от снега.  Базировался я тогда на грунтовом аэродроме Волжанка под Тверью. При всей аккуратности хозяина аэродрома и старшего авиационного начальника, прошедший в ночь хороший снегопад мог легко вывести из эксплуатации ВПП.  А весной, когда укатанный за зиму снег начинал таять, эксплуатацию самолёта на колёсном шасси приходилось останавливать более чем на месяц.   Причина заключалась в невозможности по рыхлому снегу или снежной каше разогнаться до скорости отрыва.  Самолёт вяз в снегу и буквально не хотел бежать.  Обычно проехав всю ВПП туда и обратно, я заруливал на стоянку и от полётов отказывался.  Также, летая зимой на колёсах, я знал, что практически любая вынужденная посадка с подбором грозит капотом и сильно поломанным самолётом.   Выход из этой ситуации был один - лыжи для самолёта.  Однако стандартных лыж на 150 Cessna не выпускалось…



Прошло несколько лет и я стал совладельцем Ан-2.  К тому моменту базировался я уже на аэродроме Орловка недалеко от Ржева.   Там была отличная асфальтовая ВПП, которую регулярно чистили, и для маленьких самолётов этого было “за глаза”, но зимой на Ан-2 на узкой твёрдой ВПП с брустверами - летать удовольствие малоприятное.  Чуть посильнее боковой ветер, или тормоза подклинят, и все шансы улететь в бруствер.  Поэтому для Ан-2 были куплены лыжи.  И вот тут я понял - какое же счастье зимой летать на лыжах.  Да, дюралевые лыжи примерзают, но если они поехали, то у тебя почти безграничная свобода.  Мы садились на Ан-2 на лыжах на водохранилища, поля засыпанные снегом, и даже на болота.  Красота взлёта самолёта на лыжном шасси в солнечный день поражает.  Когда куча искрящихся снежинок летят с лыж, а самолёт, оставив лыжный след на снегу, улетает в небо.



И тут снова я стал грезить лыжами для маленькой 150 Цессны. Лыжи я однозначно хотел только дюралевые.  Это и меньший вес, и возможность полевого ремонта, да и просто любовь к материалу.

Опыт эксплуатации Ан-2 на лыжах показывал, что летать с целины на Ан-2 можно только на пустом, если он полностью заправлен и загружен то вылет возможен только если есть наст и снежный покров держит вес человека, либо ВПП укатана.  Меня это не совсем устраивало.  Нужно иметь возможность совершить посадку и взлёт с целины, с пухляка. Именно такую задачу я ставил перед лыжами.

______________________

Пример посадки в Корпагорах на целину. Снежный Наст почти держит человека. Взлететь на Ан-2 тогда удалось с большим трудом. Снег влажный, перед носком лыж гонится валок. Хвостовая лыжа закапывается.







image You can watch this video on www.livejournal.com



В то то же время Хаски на лыжах имеющих меньшую удельную нагрузку на площадь прекрасно рулил и взлетел



А вот руление Ан-2 на лыжах по неглубокой целине (замерзшее озеро в Нарьян-Мар)

image You can watch this video on www.livejournal.com



Посадка из-за обледенения на болото и взлёт с него на Ан-2

image You can watch this video on www.livejournal.com



_____________________________________

Я начал собирать информацию по требованиям, расчётным случаям к проектируемым лыжам.  Дело двигалось медленно. Но чем больше я погружался в тему, тем больше понимал что нужно делать не просто лыжи, а колёсно-лыжное шасси.  Заразил идеей подобной конструкции Олега Овсянникова и компанию Авион.  И  вот уже первые такие лыжи были спроектированы и установлены на самолёт Maule Михаила Шевелёва из Дзержинска.   Помню как мы ездили их ставить на аэродром Бабино под Нижним Новгородом.

Maule из Дзержинска на лыжах:



Потом уже КБ «АВИОН» сделал ещё несколько комплектов лыж. На лыжах залетал «Хаски» Игоря Колоколова, «RVшка»  Нехорошева Олега.  А я всё копил деньги…

В то время, пока лыжи делались в Москве, в Перми Антон Краев тоже вовсю занимался проектированием и созданием лыж.  И тоже из дюраля.  Очень талантливый конструктор, пилот, он разработал несколько комплектов лыж на самые разные самолёты: Цессны от 150 до 337, Пайперы.  Мы познакомились, и Антон предложил сделать мне лыжи.  От колёсно-лыжного шасси на 150 Цессну он меня отговорил, по причине сильного утяжеления конструкции, что при наличии всего 100 сильного двигателя будет слишком большой нагрузкой для самолёта.

Но я очень хотел лыжи с тормозами.  Опять же, имея опыт полётов на Ан-2, я понимал, что без тормозов радиус разворота на накатанной ВПП или льду будет огромным.  И вот впервые на 150 Цессну были сделаны лыжи с тормозами, для привода которых были поставлены электрические актуаторы прям в тело лыжи. Очень эллегантное решение.  Площадь лыж была рассчитана для работы с целинного снега. Остро стоял вопрос о носовой лыже.  Если на самолётах с хвостовым колесом нет проблемы зарывания носовой стойки, то тут если носовая стойка провалится в снег, и не дай бог это произойдёт на скорости, то это приведёт к серьёзной поломке самолёта. Казалось бы - поставь побольше лыжу и всё отлично.  Но тут другая проблема - вращающийся винт и невозможность вынести носок лыжи далеко вперёд.  Удлинение лыжи тоже играет значительную роль в её качестве (короткая и широкая лыжа не будет работать). Помимо этих нюансов, работы Антона Краева показали, что на качество работы лыж очень сильно влияет загиб носка лыжи и высота оси вращения.  Также много тонкостей заключается в настройках угла установки лыж.   В 1930-х годах прошлого столетия были проведены объёмные исследования как конструкции так и аэродинамики лыж.  Но мало, очень мало материалов сохранилось на сегодня.  И многое пришлось познавать опытным путём.

И вот у меня уже появился комплект лыж от Антона!

Модель лыжи:



А вот уже лыжи на самолёте



Кит-набор





Электромеханизм



Сборка





Первые примерки





Установка электромеханизма



На аэродоме сборка и доработка по месту:



Впервые встал на лыжи



Лето ушло на его сборку, в КБ АВИОН друзья помогли их собрать.  И вот осенью я привёз лыжи на аэродром.  Месяц по выходным ушло на изготовление и доводку узлов крепления тросов, пружин и резинок, подбор и регулировку.  Оказывается, помимо основных резинок обязательно должны стоять страховочные троса как спереди так и сзади.  Они должны обеспечивать с одной стороны свободу хода, а с другой спасти самолёт, в случае обрыва резинки или вырыва крепёжного болта. Я знаю несколько случаев аварий, когда порвалась резинка, а страховочного троса не было, и лыжа становилась поперёк потока или переворачивалась вверх полозом. Тормоза… это отдельная тема.  Как будут работать гребёнки?   Только испытания покажут.

image Click to view



Первые пробежки, развороты я начал делать с ещё не подключенными тормозными механизмами.  Радиус разворота на обледенелой ВПП составил под 50м, если в режиме заноса делать разворот, то в 30м укладываешься.   А вот с гребёнками можно спокойно в 7-10м уложиться.  Но на пухляке тормоза не работают!

Первые подлёты для определния положения лыж, проводил с фото и видео фиксацией. Настя Носова очень сильно помогла, снимая положения лыж с параллельно двигающейся машины.



Первые полёты показали, что задранные вверх носки лыж страшно тормозят самолёт.  Он нехотя оторвался от ВПП, а дальше скорость плохо растёт, скороподъёмность 1,5 м/сек….   И это я один в кабине.   Потихоньку набираю 100м, делаю круг и на проходе разгоняю самолёт до 100 миль в час.  Мне нужно посмотреть хватает ли амортизаторов и пружин, чтобы лыжи не хлопали.  Всё в норме.
После посадки докладываю конструктору поведение,  Антон подсказывает как правильно выставить лыжи и как подобрать задние амортизаторы.

Проходит ещё неделя, снова регулировки и облёт.   И опять съёмки с земли.  Сегодня самолёт уже лучше летит, но в процессе регулировок слишком сильно опустили носки у основных лыж. Хорошо что летаем с обледенелой ВПП, там зарывания не будет.

Проходит ещё пару недель, я привожу тандера, которые ставлю на задние троса. Облёт, регулировка, и, вот, можно начинать следующий этап испытаний.  Прошлую неделю стоял мороз, выпало много снега, он очень лёгкий и пухлый.  Будем пробовать садиться и взлетать с него.  К сожалению бруствера на аэродроме не дают выехать на целину, поэтому взлёт с основной ВПП, а далее проход с касанием на целину, оценка как держит самолёт.  Всё в норме, следующий заход уже с посадкой.  Сажусь…  самолёт немного проседает и катится, нос хорошо задран.  Замедляюсь, самолёт немного проседает в снег и останавливается, даю газу - едем вперёд.  Уже хорошо.   Выключаю двигатель и выхожу из самолёта.  Нужно снаружи всё осмотреть.  Только я сошёл с лыжи, как тут же проваливаюсь в снег выше колен. В таком снегу тяжело пройти даже 10м.  А самолёт стоит как на постаменте. Носовая лыжа почти вся наверху, а основные под снегом. Ну что-же, попробуем развернуться и взлететь?

Забираюсь на лыжу, а с неё и в самолёт. Запуск и поехали.   Чтобы разгрузить нос штурвал полностью выбран на себя. Самолёт медленно едет, разворачивается, и вот передо мной впереди 2 км рулёжки.  Даю максимал, мотор выходит на взлётный режим, и самолёт медленно начинает разбегаться, покачиваясь как корабль на огромных волнах.  Выпускаю закрылки на 20 градусов и чувствую как лыжи уже почти вышли на глиссирующий режим!  Пошёл рост скорости и Цессна отрывается от земли. Мы летим!

Потом уже на видео я увижу, что хвост самолёта уже почти был в снегу.  Так глубоко он сидел.  Разбег занял около 500-600м.





Следующее испытание будем проводить уже вдвоём.  Надо понять как самолёт на пухляке будет себя вести с максимальной загрузкой.

Взлёт с Юрой с ВПП и посадка на магистралку.  Самолёт проваливается в снег почти также как и когда я был один.  Рулит. Остановился.  Разворачиваемся и пытаемся взлететь.  Самолёт бежит, а скорость выше 25-30 миль не растёт, и он не поднимается.  Выпуск закрылков не помогает.   Так мы и пробежали 2 км.  Вылезли в конце магистралки из самолёта и провалились по пояс в снег.  С трудом развернули вручную самолёт.  Ну-с попробуем ещё раз.   И снова ползём по снегу.   Вылезая на свою колею самолёт пытается ускорится, но тут же снова спрыгивает в пухляк…   Видимо придётся Юру высаживать и взлетать одному.   Но дай-ка ещё раз по своим следам попробуем.

Третья попытка оказалась успешной.  Выскочив на свою лыжню самолёт пошёл в разгон и выпуском закрылков его удалось вырвать из снежного плена!  Всё, мы летим!!

Помню как на Ан-2 по той же методике накатки лыжни удавалось взлететь.  Но там 1000л.с., а тут всего 100.

Да, лыжи на Цессне подшиты пластиком и это большое подспорье.  Они почти не примерзают.

По результатам этих испытаний и доводок теперь я могу свободно летать на 150 Цессне на лыжах практически по любому снегу.  Вынужденная посадка в поле или на замерзшую реку будет безопасной, носовая лыжа прекрасно себя зарекомендовала.

За эту зиму лыжи были облётаны как на свежевыпавшем пухляке, так и на насте и льду.  Зарекомендовали себя - просто великолепно.  Однозначно следующие зимы самолёт будет эксплуатироваться только на лыжном шасси.

image Click to view



лыжи, АОН, авиация, самолётные лыжи, зима, полёты

Previous post Next post
Up