25-27 июня 2019 г.
25 июня с утра сильный туман на острове. Созвонились с Павлом и поехали на аэродром. Весь день перебирали тормоза. Перетряхнули всё до винтика (Александр Духанин нашёл нам все запчасти). Теперь у нас стоят новые тормозные камеры.
Александр накормил нас ухой из 3-х рыб. Очень много рассказывает интересного про сельское хозяйство на острове. Вечером приехали на аэродром Тадеуш, Пётр, Малгожата и Мацей (наш доктор). Визу ему продлили, и он летит с нами. Но вот Александре нужно возвращаться домой. У неё отпуск закончился.
Вечером полетали на 150 Цессне с Алексеем Вилькером. Правда, сильный, порывистый ветер в горах даёт хорошую болтанку.
26 июня планировали утром стартануть на Японию. Но низкая облачность на Сахалине сорвала планы. Вначале переносили заявку. Потом начались какие-то проблемы с Хабаровским ЗЦ. Но в Москве все ещё спят…
Сегодня был суд над Мацеем (нашим доктором). Вчера визу ему продлили, а сегодня он в суд пошёл. Благодаря СМИ уже весь остров в курсе о нашем перелёте. Судья даже штраф не назначила.
Завтра похоже мы тоже не полетим… Ну значит берём в прокат машину и едем в Невельск смотреть сивучей, потом на водопад Салют, ну и по пути заезжаем осматриваем брошенный аэродром Костромское. Стоимость в прокате машины: 10 тыс. залог + 4 тыс. руб аренда за день + бензин и мойка.
27 июня рано утром взяли в прокат две машины (минивен на 7 человек и RAV-4). Машины свежие с пробегом около 30 тыс. км.
Пилотировать микроавтобус буду я, а RAV-4 - Пётр. Едем в Невельск на лежбище сивучей. 1,5ч очень красивой дороги и мы уже на побережье. Погода на западном побережье Сахалина лучше чем в центре острова. Запад весь чистый от облаков.
Не́вельск (с 1905 по 1946 - Хонто;
яп. 本斗) - город-порт на Дальнем Востоке
России, административный центр Невельского района Сахалинской области. Расположен на юго-западном побережье острова
Сахалин, на берегу залива Невельского Татарского пролива Японского моря, в 94 км от Южно-Сахалинска. Ближайший к Японии город РФ (расстояние до мыса Соя 124 км).
Является одним из самых лавиноопасных городов в России.
Население - 9815чел. (2020). Назван в честь адмирала Г. И. Невельского.
Сивучи стали приплывать на невельский брекватер во второй половине 1960-х годов. Они облюбовали бетонный мол при входе в порт и он стал для них домом. Они встречают и провожают морские суда, как негласные хранители морских традиций. Животные являются символом города и представлены на его гербе.
Click to view
Вплотную подойти к сивучам нельзя. Часть брекватера разрушено и отдельно выстроена стена, через которую не перелезть. Это сделано специально, чтобы люди не тревожили животных.
Поэтому рассматривали сивучей мы в бинокль.
Далее выдвинулись в Холмск. По пути, в каком-то придорожном магазине, купив хлеба и колбасы. Перекус вышел в стиле фильма “Брат-2”.
Дорога пролегала вдоль западного побережья острова Сахалин. Светило солнце, слева голубое море, извилистая дорога-грейдер, справа горы. Ощущение, что находишься на Чёрноморском побережье.
По пути остановка - сходили посмотрели водопад “Салют”. Он находится рядом с дорогой, его высота 30-40м.
Наша дорога проходит через небольшие рыбацкие посёлки с гордыми названиями: Правда, Калинино, Зырянское, Люблино, Прибой, Поляково. К сожалению многие дома разрушены.
А в море, на удалении 50м от берега ходят люди с сачками. Что же они там ловят?
Максим Дураев из Холмска нам потом рассказал, что эти люди собирают креветку. А впереди нашего сегодняшнего путешествия у нас ещё одна задача - осмотреть ВПП аэродрома Костромское. Он находится на западном побережье острова за Холмском.
В Холмске мы встречаемся с Максимом, и уже на 3 машинах едем дальше.
При въезде в Холмск в глаза бросается разрушенный бумажный завод. Он был построен ещё японцами. Завод как будто бомбили или обстреливали. За заводом виден морской порт. Из него ходят паромы на Ванино. Также отсюда на пароме на материк переправляют поезда.
Проехали Холмск и едем в Костромское. Асфальт на дороге есть только в посёлках, в других местах грейдер. Через 30 км пути мы сворачиваем с дороги и едем по раскисшей грунтовке. Ох уж эти низкие прокатные машины. Только бы бампер не оторвать… Не доезжая ВПП бросаю машину. Если прорываться дальше, то бампер я точно оставлю на дороге. Дальше только пешком через поле.
И вот под ногами чувствуется бетон. Длина ВПП - 1200м, ширина 90м. Она залита квадратами 30х30м. Её тоже строили японцы. Зачем такую широкую? Чтобы можно было взлетать звеньями. Через швы между квадратами пробивается трава и кусты шиповника, но есть участок где-то метров 600-800, шириной 30м вполне пригодный для посадки даже самолёта типа Cessna.
Холмский перевал
Осмотрев ВПП выдвигаемся домой. В Южно-Сахалинск приехали уже поздно, по темноте. Пытались где-то перекусить, но после 23:00 практически все ресторанчики и кафешки уже закрыты.