В последние дни зимних каникул мы добрались до нашумевшей выставки Валентина Серова. Несмотря на то, что она уже давно идёт и закрывается через неделю, очереди на вход в Третьяковку на Крымском валу завивались длинной змейкой. Только электронные билеты спасли нас от замерзания: для их обладателей очередь другая, втрое короче.
Выставка замечательная. Не всегда уходишь с таким воодушевлением. Потом я более часа рассказывала дома свои впечатления. Конечно, многое не расскажешь, это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Ловите момент: 16-17 января - последние выходные, когда она ещё работает. В очередной раз убеждаюсь, что живопись можно смотреть только в галереях, никакие изображения в сети или каталогах не передают оттенки красок, правильные светотени, рельеф и впечатление от оригинального размера картины. Они скорее служат напоминанием к увиденному, но знакомиться по ним с художниками совершенно точно не стоит.
Выставка огромна. Она занимает три этажа. Если в Русском музее я успела раза три пройти по выставке Врубеля, примкнув к разным экскурсиям, то на Серове просто не хватает сил: ни физических, ни эмоциональных. Самый главный зал, конечно, первый, в нём собрано большинство портретов маслом и деревенские пейзажи Домотканово. Затем ниже располагается зал с эскизами и графикой, а ещё ниже зал с творчеством художника в театральной среде.
Меня не впечатлили знаменитая «Девочка с персиками», выставленная прямо напротив входа, и портреты царей. Зато его психологичные портреты людей из самых разных кругов рассматривала с огромным удовольствием. Перечислю с трудом выбранные десять наиболее понравившихся.
1. Портрет М.Я.Львовой, 1895 (Музей Орсе, Париж)
Ни одно изображение в сети не передаёт тонкую светлую гамму красок, светлые русые волосы, в которых играет свет, мягкие черты лица и серьёзно-нежный взгляд. Этот портрет хранится во Франции в музее Орсе, а изображена на нём кузина художника Мария Яковлевна Львова (Симонович). Большую часть жизни она прожила во Франции и умера в 1955 году. Именно этот образ, а не «Девушка, освещённая солнцем», мне кажется одним из лучших.
2. У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой, 1886 (Третьяковская галерея, Москва)
Это второй самый уютный женский портрет для меня. Он вовсе не тёмный и мрачный, как на изображениях в сети. Понравились свет, естественность и подвижность позы. Цепляет именно оригинал… Ольга Федоровна Трубникова была подругой Марии Яковлевны Симонович, кузины художника, и часто бывала в их доме. Там с ней познакомился Валентин Серов и почти сразу влюбился, начался роман и долгие тёплые отношения, а пожениться они сумели лишь через девять лет, когда накопили деньги на свадьбу. Вот так. Серов часто писал свою супругу, но этот портрет ранний, с полутенями, загадкой и скромностью мне нравится больше.
3. Портрет княгини З.Н. Юсуповой, 1900-1902 (Русский музей, Санкт-Петербург)
Одна из блестящих красавиц Петербурга, единственная наследница громадного состояния, обладательница знаменитой жемчужины «Пелегрина», чрезвычайно умная и добрая женщина. Эти мягкость и красота отражены на портрете, художник изобразил княжну Юсупову не в парадном, а домашнем интерьере, обыграв всё в бело-розовых, жемчужных тонах. Лицо и рука княжны прорисованы необыкновенно точно. В противовес этому портрету, на выставке рядом размещён портрет светской львицы княгини Ольги Орловой, надменной и колкой, что подчёркнуто всеми деталями картины. Очень любопытно их сравнить. Художник принципиально изображал истинный характер своей модели, а не наносной лоск, привычный парадным портретам. Ох, думайте, кому заказываете свои портреты. :)
4. Портрет М.Н. Ермоловой, 1905 (Третьяковская галерея, Москва)
«Мария Николаевна Ермолова,- пишет К. С. Станиславский,- это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения - это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности. Ее данные были исключительны. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины...» Художник написал её в простой пустой комнате, где объём создаётся лишь зеркалом. Ракурс снизу вверх делает фигуру великой актрисы похожей на памятник, а скромно сложенные руки и спокойное лицо подчёркивают её характер. Вначале говорили, что Серов состарил актрису, однако через три года Мария Николаевна стала выглядеть точь-в-точь как на картине.
5. Портрет Е.И.Лосевой, 1903 (Третьяковская галерея, Москва)
Ещё один очень яркий портрет. Если княгиню Юсупову он изобразил в светлых тонах, то здесь игра тёмного на тёмном. Художник подчеркнул излом бровей положением кистей рук модели, две копны непослушных волос похожи на крылья, в больших чёрных слегка игривых глазах можно утонуть. Склонённая к зрителю фигура создаёт интимность обстановки. Евдокия Ивановна была художницей, собрала большую коллекцию живописи, совместно с мужем основала музей игрушки.
6. Портрет М.Ф. Морозовой, 1897 (Третьяковская галерея, Москва)
Портрет вдовы предпринимателя Т.С. Морозова Марии Федоровны художник написал, когда ей было 67 лет. Глядя на эту бабушку, легко поверить, что после смерти мужа она унаследовала Никольскую мануфактуру, расширила её и увеличила капитал, став лидером в списке текстильных предприятий региона. Уверенность, предприимчивость и добропорядочность мне видятся в её взгляде. Одна из лучших представительниц купечества. Серов не украшает черты, и мы видим полузакрытый глаз Марии Фёдоровны, зато второй твёрдо и ясно смотрит на зрителя.
7. Портрет Мики Морозова, 1901 (Третьяковская галерея, Москва)
Когда упоминают имя Серова, вторым после «Девочки с персиками» вспоминается «Мика Морозов». Детей писать трудно, и это один из лучших для меня детских портретов. Маленький мальчик в белоснежной рубашке, с копной золотистых волос, раскрасневшийся, с полуоткрытым ртом, всматривающийся куда-то и уже готовый туда убежать. Он похож на купидона, вырванного из рамок барокко и помещённого в реальность. Яркий, открытый, жаждущий Мика вырастет в Михаила Михайловича Морозова, переводчика, литературоведа и театроведа, горячо увлекшегося творчеством Шекспира и занимающегося им впоследствии всю свою жизнь. В частности, он вёл шекспировский семинар на филологическом факультете МГУ.
8. Портрет великой княжны Ольги Александровны, 1893 (Русский музей, Санкт-Петербург)
Второй выбранный мной детский портрет - это портрет княжны Ольги Александровны Романовой, дочери Александра III, сестры Николая II. Прилежный и умный ребёнок в светлом розовом платье. В детстве она больше любила отца, очень много с ним общалась, была в курсе государственных дел. И рано его потеряла… Не любила наряды и балы. Не была красавицей. Любила живопись и фотографию. Обожала животных. Её ждала длинная и очень непростая судьба. Два замужества, Первая мировая война, разлука с семьей, эмиграция.
9. Портрет композитора А.Н. Серова, 1889 (Русский музей, Санкт-Петербург)
Из мужских мне больше всего запомнились огромный портрет отца художника, композитора Александра Николаевича Серова. Насыщенный деталями интерьер, обрывки афиш, приколотые на первом плане, можно рассматривать очень долго. Яркими белыми пятнами бросаются в глаза две белые свечи на заднем плане, белый платок в кармане композитора и белый край афиши на переднем плане. У Александра Николаевича красивые черты лица, сын изобразил его в процессе творчества с мечтательным устремлённым к свету взглядом.
10. Портрет И.Е. Забелина, 1892 (Исторический музей, Москва)
Второй яркий мужской портрет - портрет одного из признанных знатоков русской истории и древнерусского искусства Ивана Егоровича Забелина. Картина средних размеров, деталей почти нет, на заднем плане какие-то вещи из личной коллекции историка, всё внимание привлекает характерное лицо с задумчиво-наморщенным лбом и большой белой бородой. «От всей фигуры этого могучего старика, с его длинной крестьянской бородой и белыми волосами в скобку, веет Русью. Старой Русью... Его любимый XVII век наложил свою окраску на умное, нет - мудрое, былинное лицо его», - писал об этом портрете один из современников.
А ещё я с удивлением узнала, что портрет Пушкина на скамье в парке, который висел в моей комнате всё детство, тоже принадлежит Серову. Я почему-то никогда не задумывалась об авторстве…
Просмотрела ещё раз список, наверное, это наиболее популярные картины художника. Хотелось бы отметить портреты И.Е. Репина, А.П. Чехова (такой непохожий на все остальные его портреты), Л.Н. Андреева (его не было на выставке, но мне он просто нравится), чудесный «почти шарж» очаровательной супруги Бенуа и многое другое. На выставке было представлено много куда менее известных рисунков (а также целый архивный зал с письмами, открытками, изданиями). Так легко наберётся вторая десятка интересных картин, а потом и третья. Лучше один раз увидеть.
«Портреты Серова - всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени». В.Я. Брюсов