Война и мир 2007 vs 2016

Mar 08, 2016 17:01

Недавно мы досмотрели экранизацию «Войны и мира» Роберта Дорнхельма, и теперь я могу написать впечатления об обоих сериалах. Посмотреть советую оба, а потом почитать и сравнить мнения. Просто так читать мой опус, я думаю, будет не слишком интересно. Ниже много слов и много кадров.




2016
Рейтинги: КиноПоиск 7,6; IMDb 8,3.

Вокруг новой экранизации BBC было много шума и обещаний свежего взгляда на классическое произведение, что заинтриговало. Также меня очень обнадеживал бренд BBC: я верила, что они тщательно подойдут к роману и покажут эпоху. В какой-то степени эти ожидания оправдались, но общая оценка сериала для меня неудовлетворительная.

Режиссёром последней экранизации «Войны и мира» стал 36-летний англичанин Том Харпер. Он снял сериал «Плохие» - эдаких «мстителей» в реальной жизни, фильм о субкультурах «Это - Англия. Год 1986», криминальную драму «Острые козырьки», неизвестную в России «Военную книгу» и провалившуюся мистику «Женщина в черном 2». Вот с таким бэкграундом молодой режиссёр решил взяться за версию русского классического романа. Поступок однозначно смелый.

Фильмография автора заранее готовит зрителя к современному взгляду на роман. Персонажи Харпера поданы максимально натурально со всеми подробностями гуляния в кабаках, разврату на гране инцеста, семейного ужина, смертей на войне. Сначала это казалось изюминкой, а потом неестественная вольность персонажей стала бросаться в глаза. Уж слишком по-современному общались между собой герои, что противоречит этикету и воспитанию XIX века. Общение Элен с Пьером - яркий тому пример.

Кастинг - дело субъективное. А вот актерский талант не спрячешь. Наиболее заметные роли, на мой взгляд, были у Пьера Безухова (Пол Дано) и старого князя Болконского (Джим Бродбент). Последний был просто отрадой для глаз во всём сериале. Вообще злодейские роли всегда требуют большего таланта, как мне кажется, и потому их можно исполнить блестяще. :)

Пьер совершенно замечательный, почти идеальный и определённо лучший для меня из тех, кого я видела. Единственное, в фильме он показан не столько простодушным и добрым, сколько неопытным идиотом поначалу, но в целом это не противоречит книге. Характер раскрыт очень хорошо. Режиссёр даже нашёл время немного упомянуть про братство Вольных каменщиков.

Светловолосая Наташа Ростова очень непривычна после нашей Людмилы Савельевой, но Лили Джеймс играла от души, а потому я быстро привыкла к её типажу. Наташа старовата и выглядела ровесницей Болконского, но зато очень хорошо получилось показать её взросление и изменение на протяжении всех серий.

Внешне мне совсем не понравились Анатоль Курагин (Каллум Тернер; эй, он должен был быть красавчиком! как переросток с лицом хулигана из 9 «В» может быть дамским угодником?) и Андрей Болконский (Джеймс Нортон). Понимаю, что у Болконских всё семейство не красавцы, но настолько несимпатичный князь… ну как же так? Однако сыграл Джеймс Нортон хорошо.

Мне понравились Николай Ростов и Долохов (образ медведя - отличная находка для этого персонажа), а вот Элен смотрелась самой современной из всех действующих лиц, совершенно не соответствующей эпохе. Ну и типаж на мой вкус не слишком подходит этой роли. Но возможно это было сделано намеренно: платья и украшения в стиле модерн (это в эпоху-то ампира!) только подчёркивают разницу. К костюмам в сериале вообще много вопросов.

Из сюрпризов было неожиданно увидеть Джиллиан Андерсон в маленькой роли Анны Павловны Шерер. Я даже вначале усомнилась она ли это. :)

Выбор музыкального сопровождения временами ставил в тупик. Где-то её не было вообще, что лишало сцену объёма и законченности, а местами выбор музыки просто ставил в тупик. Зачем было использовать какую-то иную музыку там, где Наташа танцует вальс с князем Андреем? Зачем изобретать велосипед вместо вальса? Русские песни тоже звучат для русского слуха неестественно, а места, где актеры пытаются сами петь по-русски, в русской версии сериала лучше переозвучивать, чтобы скрыть акцент.

Кстати, отсутствие проговариваемых за кадром мыслей героев тоже оскудняло впечатление. Вместо осмысления, потока мыслей, переживаний зритель видит действие и только. Знаменитые сцены с небом Аустерлица и дубом понятны только если ты помнишь эти внутренние монологи по книге. Для остальных это пустая картинка. Внутреннего смысла в сериале очень недоставало.

События романа переданы аккуратно и последовательно. Главные герои раскрываются, а отдельно я порадовалась за Пьера и Николая Ростова, характеры которых в версии 2007 года остались за кадром. Однако я заметила, что следить за сюжетом сложновато, понимать причины поступков (например, соблазнение Наташи Курагиным) можно только если ты хорошо помнишь книгу. Для стороннего зрителя сюжет превращается в череду аккуратно изложенных сухих сцен, плохо складывающихся в общую мозаику. В самом начале нет представления героев, поэтому какое-то время пребываешь в непонимании происходящего.

В итоге от сериала остаётся впечатление старательно подготовленного домашнего задания по роману, но списанного из сборника «500 лучших сочинений», а потому непрочувствованного. Хотя в целом, если не придираться, работа сделана весьма неплохо, как можно было бы ожидать от иностранного взгляда на произведения нашей культуры.

Моя оценка: 5 из 10.

2007
Рейтинги: КиноПоиск 7,5; IMDb 7,3.

В своё время этот сериал прошёл мимо меня. Я слышала пару негативных отзывов, да и вообще к иностранным экранизациям русской классики относилась с опаской. Но раз уж новый сериал 2016 соблазнил на просмотр, то очень хотелось сравнить его с аналогичной иностранной версией.

Режиссёр - Роберт Дорнхельм, из Румынии. Автор мини-сериала по дневнику Анны Франк, сериала про Дикий Запад, адаптации оперы «Богема». Обладатель Оскара за документальный фильм «Дети с Театр-стрит», нескольких Хрустальных глобусов и Золотого льва. Скажу сразу, что ни один из его фильмов я не смотрела, но теперь есть повод исправиться.

Начало сериала абсолютно такое же, как у BBC, чуть ли не слово в слово. Экранное время у сериала 2016 - 360 мин., у 2007 года - 395 мин. Отдельно отмечу очень затянутые титры для каждой серии у Дорнхельма (хорошо, мы их проматывали). При почти одинаковом хронометраже Харпер сумел включить в сериал больше, чем Дорнхельм, и даже немного показал масонов, которых у Дорнхельма просто нет. Также у Дорнхельма нет подробностей жизни Николая и их отношений с Марьей (довольно смазанные сцены). Но у Харпера действо торопливо и непонятно, а у Дорнхельма происходящее смотрится очень живо и естественно. Сам сценарий, конечно, порезан, но он более понятен, герои появляются постепенно и есть голос за кадром, которого мне так не хватало в версии 2016 года. Костюмы, музыка - всё смотрится органично. Я не специалист, но некоторые кадры просто просятся на картины. Обязательно покажу их в конце рассказа.

Кастинг проведён с душой. Приятно отметить участие наших актёров: Владимир Ильин (Кутузов), Дмитрий Исаев (Николай Ростов), Игорь Костолевский (Александр I).

Наташа Ростова - самый неоднозначный выбор. Она некрасива. После живой и прекрасной Людмилы Савельевой и немного гламурной и взрослой Лили Джеймс маленькая, русоволосая и невзрачная Клеманс Поэзи смотрится неубедительно. Особенно на фоне симпатичной Сони (Ана Катерина Морарью). Но я вам так скажу. Красавицей и львицей на балах, как Элен, Наташа никогда не была. А её непосредственность, живую бегущую натуру, страсти и сомнения актриса сыграла очень хорошо. Недостаток режиссуры я вижу в том, что Наташа практически не меняется по ходу происходящих событий. Наташа-мать в самом конце выглядит такой же юной девочкой в другой одежде, остальные же герои повзрослели и изменились. Достоинством как образа Наташи, так и этой версии романа, отмечу хорошую подачу её соблазнения Курагиным. У Харпера она не слишком сопротивлялась, а здесь показан протест, страх, видно, что это произошло не за одну неделю и понятны сопутствующие события, которые подтолкнули Наташу в её сомнениях.

Андрей Болконский в исполнении Алессио Бони прекрасен. Я готова отдать ему первенство Тихонова. :) Образ раскрыт. Внутренние монологи, небо, дуб, всё на месте. И они понятны, не возникает вопросов, почему в 2016 версии чувак молча долго держится рукой за какое-то дерево… Также показан их конфликт с Курагиным. У Харпера про женитьбу на полячке прозвучало мельком и не было понятно, какую роль в ней сыграл князь Андрей.

Князь Николай Андреевич Болконский… Что сказать, это яркий типаж, который талантливо исполнили как Малкольм МакДауэлл, так и Джим Бродбент в версии 2016 года. Бродбент лично мне был симпатичнее.

Пьер в исполнении Александра Байера очень хорош: в нужной степени рассеян, умён, добр и чуток, но его образ более бледен, чем в 2016 версии. У Харпера это практически главный герой, здесь - один из, а потому на полное раскрытие характера не хватило то ли времени, то ли акцентов. 1,85 роста временами делали его невозможным дылдой на фоне князя Андрея, но это скорее минус Бони и оператору. Оба образа Пьера, кстати, во многом показались схожи с нашим Бондарчуком.

Ещё хочу отметить Элен и Анатоля Курагиных. По-моему с ними режиссёр попал в точку. Лучшие. В исполнении Виоланто Плачиде, наконец-то, я увидела ту Элен, какую представляла во время чтения романа. Закидайте меня помидорами, но Ирина Скобцева была слишком зрелой дамой для этой роли, а англичанка Таппенс Мидлтон в версии 2016 года смотрелась совершенно неестественно, о чём я уже писала выше. С её братом Анатолем та же ситуация: Лановой в роли Курагина слишком не порочен, а Каллум Тернер (2016) откровенно несимпатичен для соблазнителя.

Про само действие в начале я уже упомянула. Особенно комментировать нечего. Ложкой дёгтя стала чехарда со временем года во время съёмок. Если посчитать количество смены зимы и лета, то Наполеон был в Москве года три. :) Довольно глупая ошибка для такого масштаба работы. При сравнении двух экранизаций, я бы ещё добавила, что у Дорнхельма больше получилось показать глубину «мира», а у Харпера - остроту «войны». Каждый взгляд - достойная работа, со своими достоинствами и недостатками.

А ещё, лучше Бондарчука сцену танца Наташи в гостях у дядюшки, не снимет никто!

Моя оценка: 10 из 10.

--
И кадры из фильмов. У Харпера больше постановочные промо-снимки, но я хотела найти именно кадры, потому что снимки совсем не передают эмоции персонажей. А вот Дорнхельм вместо промо-снимков сделал в высоком качестве кадры-сценки из сериала, и они смотрятся просто великолепно. Было бы очень интересно почитать рецензию костюмера и знатока эпохи по этим сериалам, но я такого материала не нашла.

"Война и мир" 2007, Роберт Дорнхельм.

Семья Ростовых.


Свадьба Пьера и Элен.


Князь Андрей Болконский читает о переходе армии Наполеона через Неман.


Семья Курагиных.


Наташа и Соня.


Элен и Пьер.


Наташа получила посылку от Анатоля.


Для тех, кому мешает смотреть сериал "некрасивость" Наташи. Вот она, найденная русская красота.


Наташа и Пьер.


Бал. Здесь звучал вальс, правда, Чайковского, а не Штрауса. :)


Соблазнение...


Прощание Николая и Сони.


Андрей Болконский.


Андрей Болконский, Элен Курагина, Наташа Ростова.




"Война и мир" 2016, Том Харпер.
Анна Павловна Шерер и князь Курагин. Одежда Анны Павловны вызывает большие вопросы.


Пьер Безухов. Неуместность в высшем свете человека прогрессивных европейских взглядов показана в фильме отлично.





Юная Наташа Ростова.






Свадьба Пьера и Элен.


Элен и Анатоль Курагины.



Чудесный Долохов.


Дуэль Пьера.






Князь Андрей Болконский.






Бал. Музыка была какая угодно, кроме вальса...






cinema

Previous post Next post
Up