Была сегодня в Росфото на выставке «Контурные карты». (Спойлер: ходить - не обязательно)
РОСФОТО Контурные карты
rosphoto.org
Но мысли появились. Там были даже интересные работы, но - мысль первая. Автор создаёт произведение искусства - фотографию. И она прямо вот привлекает меня - зрителя. Но он даёт ей (подробное) название. И я, зритель (реципиент, извините за выражение), понимаю, что меня направляют в тоннель. Что моё первое впечатление (пока я не прочитала этикетку) гораздо шире, разветвлённее, самостоятельнее, свободнее.
Вот недавно и у А.Н.Архангельского в лекции (Переделкино) услышала:
он приводил пример с картиной И.Е.Репина «Отказ от исповеди», которая до 1936 года называлась ... совсем не так. И знание названия переворачивает наше восприятие всего в этой картине.
Теперь я думаю о том, какие в связи с этим можно придумывать задания для детей. И это могут быть задания по русскому - с видеорядом. И по литературе (это для меня интереснее) - на разных этапах. Понятно, что у нас в арсенале есть задания, когда мы работаем с трансформацией заголовка (Грибоедов, Горький..., z.B.) Но тут тоже тоннель авторского замысла и попытка его интерпретации.
А можно попытаться выйти из этого тоннеля и посветить фонариком в другом направлении. Конечно, это будет не контроль - диагностика. На этапе «входа», или на этапе завершения разговора.
И ещё вторая мысль.
Были две работы на выставке - очень техничные. В плане содержания - никаких открытий, подражание фламандскому натюрморту. Но такая яркая, подробная фактура, насыщенность деталями - оторваться невозможно, взгляд всё время возвращается.
Но только я её не додумала. Не знаю пока, что с ней делать. Но думать буду.
В общем, всё это банальности, конечно. «Все стихи однажды уже были...»