Не рецензия нисколько.
Чтобы два раза не вставать потом не отбрёхиваться - я "Коляда-театр" люблю. У меня им много всего заякорено - и личного, самоидентификационного, и театрального, и литературно-творческого, и любимые мною люди с ним и театром его какими-то прочными, хотя которые иногда в прошлом и которые забыть хочется, связями заузелкованы. Поэтому когда я говорю что-то неславословящее, то это не означает... ничего не означает, кроме того, что я хочу сказать.
Вообще, в моём нынешнем возрасте-состоянии, если мне кто-то интересен, то можно это считать любовью. Такая вот фигня. "Я любил немногих, однако сильно". Мне мало что по-настоящему интересно так, чтобы внутрь попадало.
А КТ для меня раздражитель сильный.
Ну,
во-первых, общее впечатление. В прошлом году не была. С тех пор секта колядоведов-колядолюбов явно поредела. Даже аншлаг на спектакле производит совсем не то впечатление. Может, постарели-повзрослели-устали-попривыкли многие? Драйва и электричества в зрительном зале не ощущается такого, как ещё два года назад, не замечается сектантского впадания в транс. И это грустно, потому что такой был театр ещё и в зрительном зале-фойе. А ведь известно, что наблюдение за наблюдающим доставляет наслаждение даже большее.
И НВК грустен ходил и на сцену вышел с мудростью и загадочностью на лице. Зато проявления любви к артисту стали изощрённее. Вчера видела в ФБ фотографии, выложенные НВК: печенье Ягодину преподнесли с его изображениями. Как это есть - непонятно. Но невероятно круто. И вообще - я девушек (и юношей, кстати) понимаю, самой когда-то было 15 лет.
Надо сказать, что и на сцене градус понизился. Сидели достаточно близко, чтобы видеть, как во время "массовых сцен", которые всегда несли на себе очень большую акцентно-ритмическую нагрузку, Белов, да и не только, рассеянно так блуждает глазами по сторонам, "работая" абсолютно автоматически. Очень чувствуется, что их самих не вштыривает.
Про сам спектакль
уже много написали. Вот тут - мне важное -
http://homoludens68.livejournal.com/281534.htmlО чём думала по дороге домой, вернувшись и с утра продолжала. Это не плохой спектакль, это спектакль открывашка. Что я под этим словом понимаю? В нём обнажилось всё, что у НВК и КТ есть: и достоинства, и достоинства только их, уникальные, и слабости, и непоправимо неправильное.
Чем мне раньше был так интересен НВК? Я сейчас не говорю о яркой театральности и карнавальности, которая била ключом в спектаклях (говорю в прошедшем времени, имея в виду исключительно свои прошлые впечатления). Это по умолчанию.
Мне были важны приращения смыслов, которые рождались из его взаимодейстия с материалом-текстом, материалом-артистами, материалом-реципиентом-зрителем. Все эти взаимо-действия создавали тот объём, в котором так здорово было барахтаться.
(Вот один только пример. Я только после спектакля Коляды поняла, например, финал "Женитьбы". Я никогда раньше не могла понять, ПОЧЕМУ убегает. И открывшийся смысл этот был для меня очень гоголевским. Вот интересно, что посмотревший этот спектакль в ноябре в Питере Серёжа Гамов сказал мне то же - про финал, только его к пониманию привело другое в спектакле, но в спектакле же).
И смыслы эти окрывались благодаря очень интересной форме высказывания. То есть происходила какая-то очень сложная физико-химическая реакция, которая запускалась режиссёром, а дальше процесс длился и длился. И именно этим бы я объяснила то качество, которое все отмечают, когда говорят о Коляде, - живой. Запускалось-отпускалось на свободу из подсознания что-то, что мы у себя прячем там, запускался процесс осмысления: а почему так?
В "Ричарде" вроде многое есть из того, что раньше было. И картинки красивые, и опять интересная визуализация метафор буквально текстуальных и вытащенных отдельных смыслов, и ритуальные песни-пляски, и актёры, вызывающие восхищение. Всё есть, но, как ёлочные игрушки из анекдота, не радуют.
Потому что всё разваливается на отдельные фрагменты, не соединяется, не отражается друг в друге, не резонирует. Потому что нет истории - про что? А потому и трагедии нет.
Я тут недавно по поводу греческого театра для крошек думала над "Портретом трагедии" и вчера по дороге из театра опять вспомнила.
Пять лет назад мы с
homoludens68 сидели на кухне на улице Крауля и через несколько часов был поезд до Москвы. А мы разговаривали про только что посмотренного "Годунова" (и потом всю дорогу в поезде разговаривали). И я помню, как в том разговоре - первые неотрефлексированные ещё впечатления - я сказала, что мне этот спектакль видится спектаклем об иллюзиях о власти, и эти иллюзии сам собой же воплощает: пытаясь говорить о больном, не договаривает важного, полагая, что можно сказать не всё. А
homoludens68 на это добавила: "Потому что своих не сдают".
Если берёшься препарировать "Гамлета", "Лира", "Ричарда", то придётся "заглянуть в лицо трагедии". А если не смотришь ей в лицо, то остаётся то, что можно описать и пересказать, что можно похвалить и на что посетовать. Только катарсиса не будет. А если его нет, то зачем "отворять ворота хлева"?
А отдельных ярких моментов в спектакле - было.
А труппа, конечно, у НВК блистательная. И сразу видно кто студенты. Ни двигаться, ни говорить не научены.
В субботу - "Кошка".