Главное впечатление от Олимпиады - дети. Эти впечатления сфокусировались вчера, хотя были отдельные разбросаны и по другим дням.
До вчера эти дети для тебя - тетради с работами или те, кто встречает тебя в коридоре, но не опознаёт ни в каком качестве, хотя тщеславно носишь бейджик со словами "Член жюри".
Вчера впервые за всё время проведения Олимпиады - в последний день, перед апелляцией - был проведён показ работ. И это был пирдуха.
Дети с Лицами и Глазами - умными, плачущими, взволнованными... Они начинают с тобой говорить, объяснять, задавать вопросы, и их тетрадки с исписанными разными почерками вдруг соотносятся с конкретными человечками, оживают.
Вот бежишь к соседнему столу, чтобы пожать руку мальчику, который придумал диалог между Платоном Каратаевым и Лукой о смысле жизни и поисках правды, написав о том, как два героя рассуждают о своих создателях, поминают семерых чудаков, которые всё ходят по миру и счастья ищут, хотя счастье - оно известно в чём; рассуждают о том, нужна ли правда в нашей жизни.; а заканчивает совершенно по-хармсовски... И уже около него пять членов жюри, и все так радуются, а он, довольный и улыбающийся, растерянно смотрит на всех и со всеми соглашается.
Или девочка, которая плачет, потому что вдруг баллов не хватит. А силы у неё кончились давно. Её отправили от области на олимпиаду по литературе, а она поступает на биофак. И всё время и силы, которые надо было потратить на биологию и химию, ушли на литературу, которая ей для поступления не нужна ни на минуту. А после этой олимпиады ей ехать на всероссийскую олимпиаду по (sic!) ОБЖ, потому что ... больше послать от области некого. (Ей хватило баллов, и призёром она стала!)
А вот передо мной - мальчик, нынешний одиннадцатиклассник, будущий физик. Он не согласен с моей пометкой "логика?" рядом с утверждением, что вечные споры бессмысленны, так как в них не родится истина. Ко мне, проверявшей его работу, отправила Ира Добрынина, которая уже пыталась ему объяснить, в чём с ним не согласны. Мы ведём диалог, но никак не приходим к пониманию. Рядом пробегает СВ, и я привлекаю его третейским судьёй. Он начинает говорить то же, что говорила я только минуту назад. Умные упрямые глаза смотрят на меня так же сурово, как в начале разговора, он несгибаемо отстаивает свою позицию: всё-таки пойдёт на апелляцию. Но - через несколько секунд - "Я уже ничего не понимаю!" - и в голосе вопросы-вопросы-вопросы. Он услышал! Не важно, согласился ли, потому что - услышал. Балл отбил-таки! Пожала ему руку на прощанье.
Вот девочка, очень по-стильному красивая и видно, что умненькая очень, еле сдерживает слёзы, но держится. У неё не претензии - вопросы, вопросы, вопросы ... как же писать про литературу? где про неё читать? Потом, спустившись в курилку, которая очень вредно для некурящих расположена рядом с туалетами, застаю там её с подружкой из другого города. И начинается разговор больше чем на час - разговор-про-всё: про то, чем лучше заниматься - олимпиадой или ЕГЭ, про книжки, про поступление, про то, что из Смоленска можно на каникулы в Москву приехать и к Волкову и Шапиро на уроки в 11-й класс ходить... Уходит-вспархивает: "Но вообще-то я бы за олимпиаду побилась, чтобы вот за этим приехать, не за баллами. Хотя обидно - 99. Вот было бы 100! - всё-таки лучше" - и улыбается красивая-красивая.
Выходишь в фойе к столику медсестры - сидят девчонки, начинается разговор про них и про нас (юных и ... не очень), они легко поддерживают - напоминают тебе про эпиграф к блоковскому "Возмездию", да ещё добавляют, что - "из Ибсена".
А вот села - глаза в пол-лица, брекеты, улыбка до ушей: "Ой, я вчера первый раз была в театре! И в музее Булгакова! И ... Я СЛОМЛЕНА ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ!" Девятиклассница, приезжай ещё!
Десятиклассник, серьёзный, умный, работы с шероховатостями, но анализ лирики очень любопытный, много находок. Собой недоволен. Я ему говорю тихонько: "Посмотри вот сюда и запомни на всю жизнь: вот тут стоит столько-то баллов, а вот комментарий Надежды Ароновны Шапиро с такими-то словами и плюсами на полях. Гордись, это очень высокая оценка. Скажу тебе по секрету: мне она никогда таких оценок не ставила". Уходит, прижимая работу к груди.
Девочка, которая сочинила замечательное стихотворение в ответ на очень смешную фразу из работы первого тура, оказывается тем же самым ребёнком, чьим примером к статье об аллюзиях и реминисценциях так восхитились все (она тоже сочинила стихотворения - когда успела только?!)
Их было много - 235, конечно, разглядела не всех. Но все были чудесны.