https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание https://aviator.guru/blog/43512555712/Iz-prodavtsov-v-pokupateli Наша доля на рынке космических запусков стремительно сокращается, продажи мест на пилотируемых кораблях уже прекратились, а новые контракты на поставку ракетных двигателей под большим вопросом. Но хуже всего то, что у России нет новой конкурентоспособной космической техники, поэтому уже совсем скоро мы будем пользоваться услугами США
Нынешний год может стать самым сложным в новейшей истории российской космической отрасли. Мы уже давно утратили лидерство на мировом рынке коммерческих запусков, а совсем скоро рискуем и вовсе покинуть высшую лигу стран, способных самостоятельно создавать и запускать все типы ракет, включая носители сверхтяжелого класса для полетов на Луну и к Марсу. Но самое обидное, что в последнем случае Россия почти на десять лет может попасть в зависимость от американцев. Это прямо следует из соглашения NASA и «Роскосмоса» о совместной работе над созданием международной космической станции Deep Space Gateway (DSG) на орбите Луны. Для нее наша страна планирует сделать до трех многофункциональных модулей, которые будут выполнять функции лаборатории, жилого и шлюзового блоков. Стоимость каждого из них, как ожидается, превысит 700 млн долларов. Но уже известно, что запускаться они будут на американской сверхтяжелой ракете Space Launch System (SLS), которая сможет выводить на окололунную орбиту полезную нагрузку массой более 70 тонн. Ее первый старт запланирован на 2019 год, а пилотируемая миссия готовится к 2021 году. У России же носителя такого класса как не было, так и нет. На эту роль долгое время претендовала тяжелая ракета «Ангара-А5», единственный запуск которой состоялся в самом конце 2014 года. Сейчас разработчик этой ракеты ГКНПЦ имени Хруничева готовится начать производство модифицированной версии носителя - «Ангары-А5М», которая сможет выводить на околоземную орбиту нагрузку весом порядка 25 тонн, а на геопереходную орбиту - более пяти тонн. Но для доставки к Луне модулей космической станции «Ангара-А5М» очевидно не подходит. А более мощную версию этой ракеты, с водородной ступенью, ГКНПЦ де-факто заморозил. «По этой теме сейчас ведутся чисто конструкторские проработки», - заявил гендиректор предприятия Алексей Варочко. Но это лишь полбеды. Не секрет, что сам ГКНПЦ из-за набранных кредитов оказался в бедственном финансовом положении и едва сводит концы с концами. Месяц назад руководство предприятия обратилось в правительство с просьбой выделить на оздоровление центра дополнительно 30 млрд рублей, поскольку только на уплату процентов по кредитам предприятие вынуждено тратить каждый год по четыре с половиной миллиарда рублей. Еще несколько лет назад это вроде бы не составляло больших трудностей. Но из-за серии аварий с ракетами «Протон» ГКНПЦ растерял львиную долю заказов на коммерческие запуски и теперь не способен нормально содержать даже свою производственную инфраструктуру. В ближайшее время центр намерен продать более ста гектаров своей земли в районе Филевского парка мэрии Москвы для строительства жилья в рамках программы реновации. Очевидно, что в этих условиях надеяться на ГКНПЦ при создании сверхтяжелой ракеты просто бессмысленно. Именно поэтому ее разработку на днях решено было поручить РКК «Энергия». По условиям технического задания корпорация должна сделать ракету, которая обеспечит выведение полезной нагрузки массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и массой не менее 20 тонн - на окололунную полярную орбиту. Проблема, однако, в том, что воссоздать производство знаменитой советской ракеты «Энергия» одноименная корпорация уже не может: многих предприятий - участников кооперации того грандиозного проекта уже не существует. Именно поэтому РКК уже пообещала, что при разработке сверхтяжелого российского носителя будет использовать как собственные наработки, так и основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время ракеты среднего класса «Союз-5». Если говорить совсем просто, то новая сверхтяжелая ракета РКК (неофициальное название - «Энергия-3В») будет состоять из шести первых ступеней «Союза-5» - одного центрального и пяти боковых блоков.Но «Союз-5» еще только предстоит сделать. По самым оптимистическим прогнозам, ракета будет готова к 2024 году, а «Энергия-3В» - не ранее 2028-го. И то это очень оптимистический вариант, так как средств на создание последней в действующей Федеральной космической программе до 2025 года не предусмотрено. Это означает, что как минимум первый модуль нашего производства к DSG будут запускать на американской ракете SLS. И хотя соглашение с NASA предусматривает, что для полетов к Луне будут приспособлены и российские носители, без американцев нам явно не обойтись. Косвенно это признал и директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев, заявив, что «рассматривается возможность перекрестных полетов совместных экипажей, как на российских, так и на американских кораблях. «Это могло бы стать хорошей подстраховкой друг друга», - уверен знаменитый космонавт. (Хохохо!)
Первую скрипку в проекте создания международной космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны будут играть США. А первые модули для ее строительства выведет в космос новая американская сверхтяжелая ракета SLS, один старт которой обойдется как минимум в полмиллиарда долларов. На самом деле за этой выверенной дипломатической формулировкой скрывается одна очень неприятная для нас вещь. Не исключено, что России придется не только использовать SLS для строительства своего сегмента окололунной станции, но и покупать места для полетов к ней на новых американских пилотируемых кораблях. Дело в том, что наш многоразовый пилотируемый корабль «Федерация» в лучшем случае будет готов к 2024 году, а на кораблях типа «Союз» летать к Луне просто невозможно. Заметим, что у США в ближайшие месяцы появятся сразу три пилотируемых космических корабля - Dragon V2 компании SpaceX, Orion корпорации Lockheed Martin и CST-100 Starliner корпорации Boeing. Первый из них полетит в беспилотном режиме в августе нынешнего года, последний - в ноябре. Что же касается Orion, то он уже летал без пилотов четыре года назад, а с экипажем полетит на орбиту Луны в 2021 году.А Dragon V2 и CST-100 Starliner уже через год-два должны быть запущены к МКС с астронавтами на борту. И если раньше мы весьма успешно продавали американцам места на своих «Союзах», то теперь может случиться так, что «Роскосмосу» придется выступать покупателем мест для наших космонавтов на Dragon V2 или Starliner. Причем компенсировать эти затраты, например путем бартерных сделок с NASA, будет уже невозможно. Буквально на днях стало известно, что администрация Дональда Трампа намерена с 2025 года прекратить финансирование МКС, на которую правительство США ежегодно тратит по четыре миллиарда долларов. Эти средства, согласно проекту федерального бюджета США на долгосрочную перспективу, планируется направить на реализацию новых проектов, связанных с возвращением астронавтов на Луну. Таким образом, не ровен час, Россия будет не только платить американцам за полеты к Луне, но еще и за свой счет содержать МКС. Но как же мы к этому пришли?
Для полетов к Deep Space Gateway в США уже создано сразу три пилотируемых космических корабля - Starliner корпорации Boeing, Orion корпорации Lockheed Martin и Dragon V2 компании SpaceX
Импортозамещение по-американски
Еще каких-то пять лет назад наши космические предприятия во главе с «Роскосмосом» наслаждались своим доминирующим положением и получали от него все мыслимые дивиденды. Наши носители в интересах Европы стартовали с космодрома Куру во Французской Гвиане, а США охотно приобретали российские ракетные двигатели. При этом мы фактически были монополистами в пилотируемой космонавтике (Китай здесь не в счет) и активно торговали местами на кораблях «Союз» с NASA, Европейским космическим агентством (ЕКА) и Японией. А из телекоммуникационных компаний, желающих запустить свои спутники на орбиту на наших «Союзах» и «Протонах», стояла внушительная очередь, расписанная на несколько лет вперед. Но вместо того, чтобы использовать это конкурентное преимущество для разработки новых продуктов и создания научно-технического задела, мы постепенно его растратили.Началось все с ракетных двигателей. Американцы поставили цель - во что бы то ни стало избавить свою космическую индустрию от российской зависимости. И прежде всего от двигателей РД-180. Эти агрегаты производит химкинское НПО «Энергомаш», но устанавливаются они на американские ракеты Atlas V, которые часто используются для запуска военных спутников в интересах Пентагона и Агентства национально безопасности. На первых порах США выделили из бюджета порядка 160 млн долларов на разработку аналогов РД-180. Такие двигатели взялись создать сразу две компании - Aerojet Rocketdyne и Blue Origin, которой владеет основатель Amazon Джефф Безос. Первая пообещала сделать жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла AR1, работающий на керосине и кислороде. А вторая - метановый BE-4. Эти агрегаты должны быть готовы к концу нынешнего года, ими, в частности, планируется оснастить новую американскую ракету Vulcan, которая впервые должна быть запущена в космос уже в следующем году. При этом долгое время считалось, что двигатель AR1 имеет преимущество перед BE-4, так как может устанавливаться и на Atlas V. Но, потратив почти миллиард долларов, Aerojet Rocketdyne пока так и не представила готового агрегата. А вот Blue Origin не только показала свой BE-4, но даже провела в мае прошлого года его первые огневые испытания. Правда, завершились они аварией. «Мы потеряли набор тестового оборудования для топливной системы на одном из наших стендов для BE-4», - говорилось в сообщении Blue Origin. Тем не менее компания начала строительство фабрики по производству этих двигателей в Алабаме и уже в ближайшее время обещает провести новые огневые тесты. А Джефф Безос заявил, что ежегодно будет продавать акции Amazon примерно на миллиард долларов и тратить эти средства на инвестиции в Blue Origin.Заметим, что два однокамерных двигателя BE-4, устанавливаемых на первую ступень Vulcan, вместе смогут развивать бо́льшую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V. Весь вопрос в том, будут ли эти двигатели экономичнее российского конкурента. Известно, что последние сделки по продаже РД-180 были заключены по цене менее 30 млн долларов за двигатель. А вот сколько будут стоить два BE-4, пока держится в тайне. Тем не менее, как заявил начальник штаба ВВС США Дэвид Голдфин, скорейшая замена РД-180 должна соотноситься с двумя другими приоритетами - сохранением доступа к космическому пространству и поощрением конкуренции между производителями ракет. Сами американцы уверены, что готовность BE-4 как минимум на два года опережает AR1. И если это так, то, скорее всего, у Aerojet Rocketdyne почти нет шансов догнать соперника и заменить РД-180 на свою разработку. А значит, и судьба ракеты Atlas V фактически предрешена - ее для запусков американских военных спутников заменят другие носители, в том числе Falcon 9 компании SpaceX и новый Vulcan.
Новый российский пилотируемый корабль «Феде- рация», строительство которого началось два года назад, в лучшем случае будет готов к полету с экипажем лишь к 2024 годуТАССПожалуй, единственный сегмент рынка, на который частично может претендовать Atlas V, - запуски пилотируемых кораблей Orion и CST-100 Starlines. Их разработчик, корпорация Boeing вместе с Lockheed Martin является соучредителем консорциума United Launch Alliance (ULA), который производит Atlas V и закупает для него российские двигатели РД-180. Казалось бы, в этих условиях поставки продукции НПО «Энергомаш» в США в любом случае на какое-то время гарантированы. Но на самом деле ситуация выглядит намного сложнее.Во-первых, NASA еще не заключило контракт с Boeing и Lockheed Martin на использование их пилотируемых кораблей. Они пока что не готовы к полетам с астронавтами на борту и не доказали свою надежность в таком качестве. А значит, американское аэрокосмическое агентство вполне может отдать предпочтение конкурирующему аппарату Dragon 2 компании SpaceX, который, естественно, будут запускаться на ее же ракетах Falcon 9. Во-вторых, ULA закупил уже достаточно двигателей РД-180 для своих Atlas V. Запас оценивается примерно в полтора десятка агрегатов, которых даже при сравнительно интенсивном использовании ракет хватит как минимум на несколько лет. Наконец, в-третьих, американские конгрессмены уже несколько раз пытались заблокировать с 2019 года закупки РД-180 у России. Суд по федеральным искам, Конгресс даже вынес на этот счет соответствующий вердикт. Правда, Белому дому удалось в судебной инстанции это решение отменить. Буквально на днях секретарь Совбеза России Николай Патрушев заявил, что поставки наших ракетных двигателей в США скорее всего продолжатся. Но вот в каком объеме - неизвестно. Еще в конце прошлого года глава ULA Тори Брунонамеревался перевести в твердый контракт опцион на закупку 30 двигателей РД-180, но затем объем партии решено было сократить до 20 агрегатов, а теперь речь идет о приобретении всего пяти-шести единиц. Это вместе с имеющимися запасами на складах вроде бы позволит консорциуму запускать Atlas V до 2024 года.Заметим, что с 1998 года НПО «Энергомаш» поставило в США почти сотню своих двигателей, из которых более 80 были успешно запущены в составе американских ракет. Но уже в следующем году действующие контракты на их поставку в США завершатся, и, если не будет подписан новый договор, «Энергомаш» окажется в очень сложном финансовом положении. Глава предприятия Игорь Арбузов прямо заявил, что «зарубежные контракты обеспечивают НПО более половины выручки, остальное приходится на госзаказ». В последнем случае речь идет о двигателях РД-191 для ракет семейства «Ангара» и о создании перспективного агрегата РД-171МВ для разрабатываемой ракеты «Союз-5». Но «Союз-5» будет создан не ранее 2021 года, а заказы на двигатели для «Ангары» исчисляются пока единицами, как, собственно, и запуски этих ракет.В этой ситуации руководство «Энергомаша» попыталось найти выход, начав переговоры с корпорацией Great Wall о продаже РД-180 в Китай. Для этого вроде бы имелись все предпосылки. Известно, что Great Wall создает сейчас новую ракету сверхтяжелого класса «Великий поход 9» для которой могли бы пригодиться наши РД-180. Прежде всего потому, что он развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100. Но оказалось, что китайцам требуется не готовая продукция, а все технологии ее производства и соответствующие лицензии, на что наша страна сейчас пойти, по-видимому, не готова. В итоге, как заявил Арбузов, сотрудничество с Китаем «если и будет развиваться, то в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами и консультаций в решении возникающих проблем». Иными словами, ни о каком контракте по двигателям или лицензионному производству речи не идет. Таким образом, при неблагоприятном сценарии развития событий химкинское предприятие уже в скором времени может оказаться примерно в таком же положении, что и ГКНПЦ имени Хруничева.
За последние семь лет мировой рынок запусков вырос почти на 20%
Не смотря на рост количества успешных запусков в мире, доля России на этом рынке за последние семь лет сократилась более чем в полтора раза
Стоимость запуска Falcon 9 уже сократилась в два раза, а через несколько лет упадет еще примерно на треть
Нежданная революция
Но едва ли не самый мощный удар по благосостоянию космической отрасли России нанес контролирующий акционер SpaceX Илон Маск, а точнее, его многоразовая ракета Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью и головным обтекателем. Появление этого носителя на мировом рынке привело к падению цен на запуски в два-три раза.После трех неудачных попыток в конце декабря 2015 года специалистам SpaceX удалось вертикально посадить первую ступень ракеты на базу ВВС США на мысе Канаверал, откуда она и стартовала. А спустя еще четыре месяца и двух неудач такая же ракета успешно вернулась на морскую платформу в Тихом океане. Наконец, в конце марта 2017-го SpaceX впервые запустила в космос Falcon 9 с ранее использованной первой ступенью и вновь успешно посадила ее на морскую платформу. Здесь надо сказать, что сама идея создания многоразовых носителей отнюдь не нова, ее воплощением много лет занимались и мы, и американцы. Правда, результат оказался не слишком впечатляющим. Например, в России на рубеже третьего тысячелетия активно прорабатывался проект создания ракеты «Ангара» с первой ступенью в виде ускорителя «Байкал», который после старта должен был приземляться на аэродром как обычный самолет. Однако этот проект так и не был реализован. И объясняется это довольно просто. Не секрет, что главная цель возвращения первой ступени - экономия ресурсов для удешевления стоимости последующих запусков. Однако добиться ее как раз и не удавалось. Все дело в том, что для возвращения ракеты требуется примерно на треть больше топлива, чем в случае одноразового запуска. А это неизбежно сокращает массу выводимой на орбиту полезной нагрузки примерно на 30%. Немаловажно и то, что для повторного старта многоразовой ракеты уже вернувшуюся первую ступень необходимо тщательно протестировать, что тоже требует дополнительных затрат. Все эти особенности для конструкторов ракет очень долго считались неприемлемыми. Главным образом потому, что и в нашей стране, и в США все ракеты до недавнего времени разрабатывались исключительно для военных, которым требовалось только одно - максимально увеличить тоннаж полезной нагрузки.
Стоимость запусков космических ракет-носителей, представленных на мировом коммерческом рынкеНо Илон Маск стал первым, кто эту ситуацию в корне изменил. При создании своей Falcon 9 он ориентировался главным образом на коммерческих заказчиков. И прежде всего на корпорацию Google, которая является вторым крупнейшим акционером SpaceX. Именно ее грандиозный проект создания глобальной сети мобильного спутникового доступа в интернет призван обеспечить SpaceX львиную долю будущих доходов, как за счет запуска ракет, так и за счет производства спутников и предоставления услуг. Если верить внутренним документам компании, ее выручка к 2025 году вырастет благодаря реализации этого проекта примерно с 3 млрд до 35 млрд долларов.Заметим, что новая информационная технология во всех отношениях претендует на то, чтобы стать революционной. Она не только позволит подключаться к Всемирной Сети любому владельцу смартфона, но и может стать основой для взрывного роста бизнеса высокотехнологических компаний. Причем это касается почти всех направлений, начиная с поисковых серверов и социальных сетей и заканчивая компаниями, предоставляющими услуги индустриального интернета вещей, наподобие IBM или Schneider Electric. Эксперты подсчитали, что для обеспечения широкополосного доступа в интернет из любой точки планеты на околоземную орбиту необходимо запустить 4425 спутников. Первые 1600 должны обеспечить интернетом континентальную часть США, а также Пуэрто-Рико и Виргинские острова. Именно поэтому корпорация Илона Маска сделала ставку на отработку технологий возвращения первых ступеней ракет Falcon 9 и их головных обтекателей. Использование таких носителей, специально оптимизированных для запусков мириад спутников на околоземную орбиту (от 160 до 2000 км от Земли), действительно позволяет сэкономить немалые средства. А вот при доставке космических аппаратов на геопереходную или геостационарную орбиту (32-36 тыс. км от Земли) преимущества в себестоимости запуска на Falcon 9 не очевидны. Но последнее обстоятельство Маска нисколько не волновало. Более того, при другом раскладе феноменальный успех SpaceX был бы невозможен, если бы не уникальная ситуация, сложившаяся на мировом рынке коммерческих запусков, а также военных запусков в интересах Пентагона и NASA.
Новые модели космических ракет-носителей, разрабатываемые ведущими производителями
Несмотря на рост количества запусков ракет в мире, доля России сокращается уже несколько лет подряд
Победил монополию, потеснил Россию
Не секрет, что мировой рынок запусков уже много лет делят между собой шесть стран. Если считать в натуральных показателях, то, например, в 2013 году Россия контролировала почти 42% этого рынка, США - 24%, Китай - около 19%, ЕС - 6%, а Индия и Япония - примерно по 4%. Есть еще Израиль, Иран, КНДР и Южная Корея. Но эти государства запускают ракеты время от времени, в статистику попадают редко и погоды не делают. А вот если брать в расчет финансовые показатели, то почти половина всего рынка, который оценивается примерно в 5,5 млрд долларов, приходится на США. Американцы ежегодно зарабатывают на запусках до 2,7 млрд долларов. Правда, до недавнего времени почти все эти деньги доставались главным образом одной компании - ULA, которая на протяжении нескольких лет фактически была монопольным исполнителем заказов в интересах Пентагона. И пользовалась этим статусом на полную катушку. Так, запуск Atlas V обходился заказчику примерно в 165-180 млн долларов, а более мощной ракеты Delta IV - и вовсе в 400 млн долларов. Но это еще не всё. Ежегодно Пентагон выделял ULA порядка 800 млн долларов на «поддержание потенциала». Этот термин в документах никогда не конкретизировался, но, судя по всему, включал в себя возможные непредвиденные запуски, которые нужно было срочно провести вне согласованного графика. Впрочем, ULA доставались эти средства даже в том случае, если никаких запусков не было. Председатель сенатского комитета по вооружениям Джон Маккейнназывал эту практику «платой за то, чтобы ничего не делать».
Чтобы конкурировать с Илоном Маском, руководство ГКНПЦ имени Хруничева решило создать на базе тяжелой ракеты «Протон-М» облегченную версию «Протон-Medium». Этот носитель будет примерно на треть меньше своего предшественника и сможет выводить на геостационарную орбиту спутники массой от трех до пяти тоннТАССНо если сами военные с таким подходом полностью смирились, то телекоммуникационные компании услугами ULA просто не пользовались. Это привело к тому, что в период с 2009 по 2012 год США не выполнили ни одного коммерческого запуска спутника на геопереходную орбиту. Такая монополия в корне не устраивала Илона Маска, он подал на Пентагон в суд и добился своего.Ровно год назад замначальника штаба ВВС США генерал Джон Реймонд сделал официальное заявление: он не возражает против доставки военных грузов на орбиту на ракетах Falcon 9, если это позволит сократить расходы. А уже в мае прошлого года на этой ракете был запущен спутник-шпион NROL-76. Более того, ВВС США подписали контракт со SpaceX на запуск на околоземную орбиту космического самолета Boeing X-37B. Этот аппарат - орбитальная платформа, на которую в будущем Пентагон собирается установить гиперзвуковые средства поражения. Он уже четыре раза летал в космос, при этом все запуски осуществлялись компанией ULA на ракетах Atlas V. Но в будущем этот космический бомбардировщик будет запускаться на Falcon 9. Во всяком случае, министр ВВС США Хизер Уилсон заявила на слушаниях в Конгрессе, что «SpaceX обеспечивает возможность гарантированного доступа в космос по чрезвычайно конкурентоспособной цене».
Создав многоразовую ракету Falcon 9 c возвращаемой первой ступенью и головным обтекателем, SpaceX обвалила цены на мировом рынке запусков в два-три раза. Сейчас ее глава Илон Маск подумывает о том, стоит ли продолжать демпингТАСС
И это действительно так. Если в 2013 году компания Илона Маска продавала запуски на Falcon 9 примерно за 130 млн долларов, то последние контракты с ВВС США на доставку на орбиту военных спутников стоили уже менее 100 млн долларов. А для коммерческих заказчиков доставка грузов на околоземную орбиту на Falcon 9, согласно прайс-листу SpaceX, обойдется всего в 62 млн долларов. Это как минимум в два-четыре раза дешевле, чем на ракетах Atlas V и Delta IV. На такое падение цен рынок отреагировал незамедлительно. В SpaceX выстроилась гигантская очередь из желающих запустить свои спутники именно на Falcon 9, причем к американцам переметнулись многие телекоммуникационные компании, ранее предпочитавшие пользоваться услугами «Роскосмоса». «Мы вернули нашей стране многомиллиардный рынок коммерческих запусков, - заявил старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз. - Если в 2013-м у нашей компании было 10 процентов этого сегмента, то в 2017-м году наша доля составит 45 процентов, а в 2018-м - 60 процентов». Если верить расчетам Хьюза, то уже совсем скоро доля ЕС на коммерческом рынке должна сократиться с 40 до 30%, а России - с 15% до 10%. И надо сказать прямо: все к этому идет. Во всяком случае, за последние четыре года доля нашей страны на глобальном рынке всех запусков сократилась почти вдвое, с 42 до 23,5%, тогда как доля США выросла с 24 до 34%, что обеспечило им мировое лидерство не только по финансовым показателям, но и по натуральным. Экспансия SpaceX с ее ракетой Falcon 9 не только привела к обвальному падению цен на запуски, но и повергла в шок чуть ли не всех основных игроков.
https://vuk-srpski.livejournal.com/54074.html https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание