Заслуженный комментатор прислал
ссылочку на внятный простенький пример, в котором противопоставлено два рода научной активности:
Есть наблюдательные данные по движению удалённых тел в Солнечной системе. Как в облаках днём и в звёздах ночью можно усмотреть знакомые формы, так и в этих данных можно усмотреть влияние новой планеты -- планеты X. Срабатывает
торк узнавания, за которым следует
m-активация гонорита ("я! открыл новую планету!"), окончательно
срывающая интерпретацию и создающая
доминанту.
Аддитивный фантазм. Трескучесть-радужность-спумозность.
Симфония №5 --заголовок и четыре абзаца статейки посвящены фантазму.
С другой стороны, приходит тётенька, не столь нуждающаяся в повышении доминантности, "вылизывает грязь" -- и находит тихое объяснение безо всяких фантазмов. Чему научпоп посвящает только часть последнего абзаца, причём с намёком, мол, "не все" [>>
могучий Все].
***
Разве не напоминает хайп "тёмной материи". Впрочем, были и суперструны. И суперсимметрия. Правда, в случае суперсимметрии что-то мерещилось не в данных, а в формализме. Но когнитивный механизм в главном тот же.
>> табличка в конце записи
о красоте и красивости