комбинаторное (приматическое) нагромождение -- начало и оглавление Сразу предупредить: речь пойдёт не о
женской красоте -- там работает особый гуморальный механизм. Его попытки включиться при чтении нижеследующего послужат начинающим приматологам поводом поупражнять рефлексию, а также иллюстрацией того, почему он в
Пентаде первым нумером.
Свежий коммент спровоцировал шажок Накопления понимания. Там обсуждалась красота и красивость применительно к обобщённым текстам, какими являются вычисления или рассуждения (в широком смысле), приводящие к открытьицам, а при удаче и к открытиям. Но цитата из М.Ю.Лермонтова показала, что механизм гораздо более общий.
Бывает аддитивная красивость -- когда объект делается "красивым" через навешивание на него чего-то "красивого". Здесь получается частный случай
комбинаторного (приматического) нагромождения.
Украшение здесь служит фактически средством обмана через
срыв интерпретации.
Красота противоположного толка -- чистый точный минимализм, когда внутренняя природа материала выявляется удалением всего лишнего. (Иногда это может сделать только художник.) Такая красота при обнаружении нередко воспринимается как сюрприз [>>
Невообразимое;
торк]. Чем удовольствие поднимается на новую ступеньку.
Понятно, что внутренняя природа материала может оказаться и отталкивающей, но это другой вопрос. Как и аддитивная красивость, такое отталкивание работает через срыв интерпретации специфическими факторами. Настоящие же эстеты нередко способны преодолевать такие срывы, чтобы получить дозу удовольствия от самого точного минимализма, который в подобных случаях описывается словами вроде "элегантность". Получилось, кстати, неплохое определение настоящего эстета.
***
Воспитание вкуса, упомянутое в тех комментах [>>
базовая техника], -- оказывается тогда отучением от примитивного украшательства и, наоборот, тренажём способности всматриваться в материал и обнаруживать менее очевидные корреляции, в том числе новые. Т.наз. "художественные открытия" нередко (похоже, всегда) представляют собой именно открытие новых корреляций в материале -- и в механизмах восприятии. Здесь параллель с Научным поиском совершенно прямая. Разница в приоритетах создателей соответствующих произведений.
Уже очевидно, что сказанное имеет прямое отношение к построению теории через
Научный поиск скрытых смыслов [>>
первое правило ...] в противоположность
гипонаучному вбросу "красивых" фантазмов ("аксион", "глюонный конденсат", "борелизация", "сложная структура вакуума", "тёмная материя", "планета Х", ...).
В этом смысле гипонаука -- имеющая целью впечатлить
фитлимейнстрим своей
спумозной радужностью и через это наРубить бананов [>>
Собачко про аксион, термояд и ...] -- действительно родственна
гипоарту, что заставляет вспомнить незабвенного
Кузю, отца-основателя высокохудожественного космоложества в этом теоротделе, на Заслуге которого теперь паразитирует Пугалко, представляясь "одним из первых, кто понял ...".
нагромождение <> очищение
гипонаука <> Наука
красивость <> красота как элегантность чистого
позитивного минимализма
>>
первое правило ...