приматология красоты и красивости

Feb 25, 2019 17:36

комбинаторное (приматическое) нагромождение -- начало и оглавление

Сразу предупредить: речь пойдёт не о женской красоте -- там работает особый гуморальный механизм. Его попытки включиться при чтении нижеследующего послужат начинающим приматологам поводом поупражнять рефлексию, а также иллюстрацией того, почему он в Пентаде первым нумером.

Свежий коммент спровоцировал шажок Накопления понимания. Там обсуждалась красота и красивость применительно к обобщённым текстам, какими являются вычисления или рассуждения (в широком смысле), приводящие к открытьицам, а при удаче и к открытиям. Но цитата из М.Ю.Лермонтова показала, что механизм гораздо более общий.

Бывает аддитивная красивость -- когда объект делается "красивым" через навешивание на него чего-то "красивого". Здесь получается частный случай комбинаторного (приматического) нагромождения.
Украшение здесь служит фактически средством обмана через срыв интерпретации.

Красота противоположного толка -- чистый точный минимализм, когда внутренняя природа материала выявляется удалением всего лишнего. (Иногда это может сделать только художник.) Такая красота при обнаружении нередко воспринимается как сюрприз [>> Невообразимое; торк]. Чем удовольствие поднимается на новую ступеньку.

Понятно, что внутренняя природа материала может оказаться и отталкивающей, но это другой вопрос. Как и аддитивная красивость, такое отталкивание работает через срыв интерпретации специфическими факторами. Настоящие же эстеты нередко способны преодолевать такие срывы, чтобы получить дозу удовольствия от самого точного минимализма, который в подобных случаях описывается словами вроде "элегантность". Получилось, кстати, неплохое определение настоящего эстета.

***

Воспитание вкуса, упомянутое в тех комментах [>> базовая техника], -- оказывается тогда отучением от примитивного украшательства и, наоборот, тренажём способности всматриваться в материал и обнаруживать менее очевидные корреляции, в том числе новые. Т.наз. "художественные открытия" нередко (похоже, всегда) представляют собой именно открытие новых корреляций в материале -- и в механизмах восприятии. Здесь параллель с Научным поиском совершенно прямая. Разница в приоритетах создателей соответствующих произведений.

Уже очевидно, что сказанное имеет прямое отношение к построению теории через Научный поиск скрытых смыслов [>> первое правило ...] в противоположность гипонаучному вбросу "красивых" фантазмов ("аксион", "глюонный конденсат", "борелизация", "сложная структура вакуума", "тёмная материя", "планета Х", ...).

В этом смысле гипонаука -- имеющая целью впечатлить фитлимейнстрим своей спумозной радужностью и через это наРубить бананов [>> Собачко про аксион, термояд и ...] -- действительно родственна гипоарту, что заставляет вспомнить незабвенного Кузю, отца-основателя высокохудожественного космоложества в этом теоротделе, на Заслуге которого теперь паразитирует Пугалко, представляясь "одним из первых, кто понял ...".

нагромождение <> очищение
гипонаука <> Наука
красивость <> красота как элегантность чистого позитивного минимализма

>> первое правило ...

определения, гипонаука, приматология, грязь_как_фронтир, гипоарт, смысл_науки, interpretationis_diruptio

Up