Первая версия: октябрь 02, 2017, 00:17.
В новой версии добавлен пункт "объяснение-фантазм" и термин "позитивное объяснение" (см. в конце).
Оттолкнувшись от начатого обсуждения
позитивного содержания т.наз. калибровочного принципа, полезно разобрать смыслы слова "объяснять", которым направо и налево жонглируют космолажцы, превратившие его в фетиш
(
Read more... )
Кстати, уж на что подход Лакатоса к разграничению науки и псевдонауки умеренный (тут и упомянутая упертость ученых, их приверженность старой регрессивной программе, находящейся в кризисе, может быть рациональна, и исследовательские программы заменяют друг друга не сразу, и даже с Ньютоном не все так просто), но к "гипотезам-фантазмам" (я имею в виду гипотезы, к никаким экспериментальным фактам не относящиеся) даже он беспощаден. :D
Reply
А приматология науки, значит, не настоящая )) Подумайте ещё.
Методологически полезно описывать всё с нуля, но опираясь на приматологические схемы -- и только потом сравнивать с красивостями Лакатоса и проч.
Тем более, что редкий философ сорок пять лет с пубертатного возраста въедался в то, как приматы решают задачи, наблюдая за процессом во всех деталях в двух дисциплинах, и успешно применив накопленное таким образом понимание стопицот раз. Если такой вообще есть.
Ещё раз: я разбирался с интеллектусом и смыслом науки в практических целях, тут же всё применяя и проверяя.
Лакатос и ко. в этом смысле рядом не стояли.
Reply
Подход с точки зрения интроспекции и рефлексии, к сожалению, ограничен, мы приходим к тому, что интеллект/механизм решения задач, по сути, остаются для нас "черным ящиком" --- это ещё Пуанкаре, насколько я помню, отмечал. В этом плане подход с точки зрения, например, истории науки, как у Куна с Лакатосом, выглядит по некоторым параметрам перспективней в плане big picture.
Некоторых философов науки (но не обязательно всех фаллософов) иметь в виду, на мой взгляд, полезно хотя бы для того, чтобы не быть гуманитарным убоищем. :) А вот меряться х...ми ("хиршами", конечно же; гусары, молчать!) с ними всеми огульно я бы не стал --- какой-нибудь Роджер Пенроуз может в ответ хитрО так посмотреть и вежливо спросить, как дела.
Reply
А уж Пуанкаре и вовсе нам не указ -- Рамон-и-Кахаль опубликовал свой талмуд с картинками нейронов в 1904, а Хебб -- в 1949.
Смену Куновских парадигм как раз Приматология Науки объяснила на ура и с песнями. Вы просто ещё не дочитали ))
Насчёт "имения в виду некоторых философов науки" (подняв взгляд вверх и вправо, и повертев головой так, что шея хрустнула) -- это и вовсе весело ))
Ху из Роджер Пенроуз.
Reply
Reply
Leave a comment