- продолжение -
Колодное пчеловодство по своей сути образовалось изначально с этими двумя ошибками. Внешне ещё похожее на бортевое, но уже не бортевое. А далее, практически сразу, колодный метод в своей основе, полностью перешёл на метод уже давно практиковавшийся с помощью сапеток, дуплянок. Так называемый, роебойный. Пчёл перестали жалеть. А чё их жалеть то, ежели роёв то ентих вокруг множество. Даже теорию обосновали, множество красивых слов о пчёлах при этом, говоря: и что так де, для их природы «пользительно», и что для улучшения «породы» их, это наилучшим образом сказывается на потомстве, ну и в таком духе. К бортям и настоящим бортникам, те, кои ведали пчёл, этот период и далее уже не имеет никакого отношения. Увы. Суть этого метода - ВАРВАСКАЯ, противоестественная по отношению к пчёлам. Чтобы забрать сей мёд, попросту закуривали пчёл. Сама конструкция таких ульев, как сапетка, дуплянка, маломерные колоды (да и большие колоды со временем, перестали делать такими большими, неудобно, громоздко, тяжело), и породила и обусловила эту самую роебойную систему пчеловодства. Доступ только снизу у них. А мёд у пчёл вверху, чтобы его изъять, надо разрушить все нижние соты, иначе никак. Пчёл закуривали сернистым газом. Небольшой кусок тряпки, навёрнутый на конец палки и пропитанный расплавленной серой, поджигали и подкладывали под дуплянку или сапетку, (то же делали и с колодами), которую предварительно ставили на вырытую яму. От густого ядовитого дыма пчелы задыхались и осыпались. Из ульев вырезали весь мёд. Вот собственно и вся суть «метода». Конечно, конечно методы были в начале колодного пчеловодства и без закуривания пчёл, возмущённый воскликнет читатель. Да, были. И тогда Пытались сохранить их, так как такой противоестественных метод не нравился и в те времена на Руси, плохо приживался. Но это были жалкие попытки, по большей части неудачные. Пчёл разгоняли по «пенькам», пчёл расселяли по другим семьям, стараясь сохранить, не закуривать и т.д. и т.п., много разных приёмов. Но все они к естественному существованию пчёл не имели никакого отношения уже. Как только колоды стали двигать, перемещать, с этого момента, суть метода бортевого закончила своё существование. Мы-то с Вами уже выяснили, что пчелиное жильё, будь оно хоть в чём, колодах, как в нашем случае, НЕЛЬЗЯ двигать ни под каким предлогом с места с момента заселения! Именно с этого момента история пчеловодства стала развиваться по ошибочному пути, на мой взгляд.
Рис. 22. Приготовление мёду и воску впрок 18 век [17].
Рис. 23. Различные конструкции колод, ульев 18 век 1 [17].
Рис. 24. Различные конструкции колод, ульев 18 век 2 [17].
Становится ясным, людьми утеряна глубинная связь взаимоотношений человека и пчёл, которая была у бортников, настоящих, лесных. Оккультный туман, который уже прочно осёл в головах людей за 8-9 веков, стал по-настоящему бедой не только для людей, но и для природы. В Европе оккультный период вовсю существовал много тысячелетий, в этом уж, они, европейцы, точно далеко «продвинулись», относительно россиян.
Люди перестали дружить с природой, жить в гармонии, в ладу с ней, а стали «покорять» её. На мой взгляд, именно мировоззрение «ПОКОРЕНИЯ ПРИРОДЫ», является по историческому развитию людского сообщества, «визитной карточкой» оккультного тумана, оккультизма. Уж давно забыты ведические знания, тщательно стёрты с памяти людской, жрецами. Это уже времена, когда вся человеческая цивилизация ГЛУБОКО СПАЛА. Люди стали как бы биороботами.
«- Слишком скованно программами технократического мира сознание сегодняшних людей. Они на биороботов похожими становятся.
- Каких это биороботов?
- Технократический мир так устроен, что человек изобретает всякие механизмы, общественные постулаты якобы для облегчения своей жизни. На самом деле облегчение иллюзорно.
Человек становится сам роботом технократического мира. У него постоянно не хватает времени задуматься над сущностью бытия, выслушать другого, и над собственной судьбой ему тоже некогда задуматься. Он словно запрограммированный робот». [30]
17 век, приближается 18-й. В эти времена народ на территории современной России находился по жёстким «прессом» крепостного права. Ни о каких ведических знаниях и речи быть не могло.... Увы... Только почти через столетие в 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. /Википедия, «Крепостное право». /
Это никак не улучшило отношение к природе, скорее наоборот, негативное влияние человека на природу только усиливалось. Дальше пошла полноценная эпоха капитализма. Сами посудите по тем же освободившимся от крепостного гнёта крестьянам. Что же произошло с ними, при отмене этого крепостного права? А примерно то же, что описано в притче Демон Кратий (в книге В. Мегре "Новая цивилизация"). Приведу отрывок из неё, тем более, что и сегодня сия притча весьма актуальна:
Рис. 25. Демон Кратий.
«...Я придумал СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ, В РАБОВ нашего фараона. Сделать это, даже с помощью многочисленных войск и изнурительных войн, невозможно. Но я сделаю это несколькими фразами. Пройдёт всего два дня после их произнесения, и вы убедитесь, как начнёт меняться мир. Смотрите: внизу длинные шеренги закованных в цепи рабов несут по одному камню. Их охраняет множество солдат. Чем больше рабов, тем лучше для государства - так мы всегда считали. Но чем больше рабов, тем более приходится опасаться их бунта. Мы усиливаем охрану. Мы вынуждены хорошо кормить своих рабов, иначе, они не смогут выполнять тяжёлую физическую работу. Но они всё равно, ленивы и склонны к бунтарству. Смотрите, как медленно они двигаются, а обленившаяся стража не погоняет их плетьми и не бьёт, даже здоровых и сильных рабов. Но они будут двигаться гораздо быстрее. Им не будет нужна стража. Стражники превратятся тоже в рабов. Свершить подобное можно так.
Рис. 26. Рабы во времена фараонов.
Пусть сегодня, перед закатом, глашатаи разнесут указ фараона, в котором будет сказано: «С рассветом нового дня всем рабам даруется полная свобода. За каждый камень, доставленный в город, свободный человек будет получать одну монету. Монеты можно обменять на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы - свободные люди».
Когда жрецы осознали сказанное Кратием, один из них, самый старший по возрасту, произнёс:
- Ты - демон, Кратий. Тобой задуманное демонизмом множество земных народов покроет.
- Пусть демон я, и мной задуманное пусть люди в будущем ДЕМОКРАТИЕЙ зовут.
Указ на закате был оглашён рабам, они пришли в изумление, и многие не спали ночью, обдумывая новую счастливую жизнь.
Утром следующего дня жрецы и фараон вновь поднялись на площадку искусственной горы. Картина, представшая их взорам, поражала воображение. Тысячи людей, бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше. Обливаясь потом, многие несли по два камня. Другие, у которых было по одному, бежали, поднимая пыль. Некоторые охранники тоже тащили камни. Люди, посчитавшие себя свободными - ведь с них сняли кандалы, - стремились получить, как можно больше вожделенных монет, чтобы построить свою счастливую жизнь.
Кратий ещё несколько месяцев провёл на своей площадке, с удовлетворением наблюдая за происходящим внизу. А изменения были колоссальными. Часть рабов объединилась в небольшие группы, соорудили тележки и, доверху нагрузив камнями, обливаясь потом, толкали эти тележки.
«Они ещё много приспособлений наизобретают, - с удовлетворением думал про себя Кратий, - вот уже и услуги внутренние появились: разносчики воды и пищи».
Часть рабов ели прямо на ходу, не желая тратить времени на дорогу в барак для приёма пищи, и расплачивались с подносившими её полученными монетами.
«Надо же, и лекари появились у них: прямо на ходу помощь пострадавшим оказывают, и тоже за монеты. И регулировщиков движения выбрали. Скоро выберут себе начальников, судей. Пусть выбирают: они ведь считают себя свободными, а суть не изменилась, они по-прежнему таскают камни...»
Так и бегут они сквозь тысячелетия, в пыли, обливаясь потом, таща тяжёлые камни. И СЕГОДНЯ ПОТОМКИ ТЕХ РАБОВ ПРОДОЛЖАЮТ СВОЙ БЕССМЫСЛЕННЫЙ БЕГ» [31].
Рис. 27. Исторический путь развития рабов.
Крестьяне, вчерашние крепостные, стали с удвоенной силой «таскать камни», то бишь, зарабатывать деньги на жизнь, а природа была лишь «местом добычи денег, иных материальных благ», не более. Если бы только камни таскали, (как рабы по притче) то быть может, это был бы всего сизифов труд, а так, ещё хуже, (хуже для природы) стали с удвоенной энергией уничтожать ЛЕС. Тогда Считалось, чем больше у крестьянина земли под пашню, тем лучше, (да и сейчас такой подход не изменился). У кого оказывались во владениях леса, горевали, считали, что им страшно не повезло, и прилагали неимоверные усилия по уничтожению сих лесов на их делянках, дабы увеличить пашни.... Оказалось, что насколько они увеличили поля, и леса сократили, настолько и урожаи уменьшились. А как иначе? Иначе и быть не могло, уничтожили леса, ушла и вода. Года Стали засушливыми, ушли родники, мелкие речки, резко уменьшились осадки, местные тёплые лесные дожди. И сегодня площади лесов с каждым годом неуклонно уменьшаются. Может быть уже пора изменить эту тенденцию в обратную сторону? Заняться восстановлением лесов?
Лесов Не стало, не стало и пчелы. По крайней мере в том масштабе, кои были при девственных лесах. ИМЕННО ЭТО ВРЕМЯ И ЕСТЬ РАСЦВЕТ КОЛОДНОГО ПЧЕЛОВОДСТВА. Никакого отношения к ИСТОКАМ ПЧЕЛОВОДСТВА, и уж тем более ВЕДИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ, он, КОЛОДНЫЙ метод (как сам метод, так и сами колоды) не имеет, как и не имел ИЗНАЧАЛЬНО, как метод. КОЛОДНЫЙ МЕТОД пчеловодства - это скорее это предфиниш, апофеоз, бездумной, антиприродной деятельности человека в области пчеловодства, которая собственно и продолжается по сей день.
Колодный метод - совсем молодой метод пчеловодства, с точки зрения истории, отсчёт можно вести приблизительно с 17 века. Всего того 300-400 лет назад. Пришёл на смену БОРТЯМ. В связи с уничтожением лесов. Моложе только рамочное пчеловодство. Ни о каких ведических знаниях и речи быть не могло, повторюсь. Вот и получается, что КОЛОДНЫЙ метод, чисто с исторической точки зрения, НИКАК НЕЛЬЗЯ относить к ПЕРВОИСТОКАМ, опять повторюсь, как практически ВСЁ, что делалось в оккультный период. В этом методе ВСЁ изначально БЫЛО ЗАТОЧЕНО НА ДОБЫЧУ МЁДА, А ПЧЕЛА БЫЛА ЛИШЬ «РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ», при этом. И это не мифы. Исторических свидетельств, документов, рисунков, множество тому подтверждение.
Если раньше рои пчелиные могли в лесу найти дупла, то теперь уже такие дупла находили с трудом, на всех не хватало. Пришлось им искать не только дупла, но и другие менее приспособленные места. Часто могли поселиться в заброшенных подвалах, домах, сараях, иных постройках. Не от хорошей жизни. Семьи, кои не находили жильё, даже в естественных условиях стали погибать... Ну а колодный метод, по сути, - их добивал.
Вторая середина 18-го века. Времена, когда мёда было вдоволь в каждой семье, даже самой бедной крестьянской, увы, ушли. Вот как это описывается в книге - [32], которая вышла аккурат в те годы, в 1882 году:
«...всяк хозяин только подумывал о том, как бы побольше захватить десятинок под пашню-то. Ух! Повалились кудрявые головушки безпредельных лесов, обнажилась-то землица сырая, высушило её яркое солнышко: куда-то девались ключи богатые, ручьи частые; - неоткуда высыхать днём водицы, чтобы пасть вечером на степи обильной, животворной росой. Нахватавшись десятинок, - ковыряли мы их кое-как без толку, ковыряли да ковыряем: а никому и невдомёк, что землица-почва - та же кладовая, коли будешь все брать да брать, а о возобновлении не думать, - то и доберёшься, разведёшь руками, - отказала кормилица ...» [32].
Из этой же книги, о временах, когда текли медовые реки, и уже далеко в прошедшем времени, и состоянии пчелы на момент выхода книги в свет:
«"На Руси в лесах столько пчёл, а в дуплах столько мёду, что помещики, получая одну десятую долю от крестьянина за дупло, получают нередко по 10-то тысяч бочек мёду"... А нынче, уж и Бога славить то по старинному обычаю нечем; не из душистого, чистого воску горят перед иконостасом «самодельные» свечи, а какая-то смесь с нефтяными да древесными воском да салом, заводчиками накатанные свечи. А бражка-то, что и веселила душу и сердце, не убивая разума, - нынче заменена водкой одуряющей.... »
.... «Оттого и не живётся пчёлки у нас, как бывало прежде», (именно из вырубки лесов, моё примечание, описание коего я опустил, оно многостраничное, безотносительно к методам пчеловодства, кое было колодным в основном, но уже появлялись в некоторых барских усадьбах и улья), ...«не так стала она нас награждать своими плодами, и из года в год все меньше и меньше, а богатые люди уже шлют за границу тысячи золотых за чистый то мёд!» [32].
На дворе вторая половина 18 века, ПИК РАЗВИТИЯ КОЛОДНОГО ПЧЕЛОВОДСТВА, и уже появились РАМОЧНЫЕ улья....
IV. - РАМОЧНОЕ пчеловодство
С конца 18 века и далее пошёл постепенный переход с КОЛОДНОГО на РАМОЧНОЕ пчеловодство - последний этап развития пчеловодства по состоянию на сегодня. Исторически нюансы развития рамочного пчеловодства хорошо описаны в современной литературе. На мой взгляд, РАМОЧНОЕ ПЧЕЛОВОДСТВО - абсолютно ошибочный путь, вне зависимости от конструктивных особенностей, кои отличаются между собой незначительно, не представляют для меня интереса, и подробно останавливаться на нём не вижу смысла. Хотя о нём (о рамочном пчеловодстве ещё будет идти речь в моей статье далее).
На этом я завершаю исторический экскурс по истории пчеловодства, и буду подводить его итоги, делать выводы.
Стал проясняться и укор в глазах пчеловодов, моих знакомых в округе, кои знали историю, знали, что колодное пчеловодство для пчёл ничего хорошего не дало. Причём ОСОЗНАНИЕ вредности колодного пчеловодства у меня оказалось в гораздо бОльшей степени, чем у них самих. Да, в этом, они были абсолютно правы, хотя во всём остальном, в частности, в части рамочного пчеловодства, расхожусь во взглядах, в связи с разными миропониманиями не только жизни пчёл, но истории в целом. Они считают, что с тех времён пчеловодческая наука и практика шла по пути прогресса и много добилась. Я же считаю, что весь прогресс пошёл по ошибочному пути, по пути деградации. И ничуть не улучшили, а ухудшили жизнь пчёл.
Отрицательный опыт, то же опыт. Его надо знать, делать выводы, а не отрицать. Жизнь и самого человечества в последние пару тысяч лет, это сплошные ошибки и недоразумения, до сих пор нарастающие, как снежный ком. Так что ж, не изучать историю? Нет, конечно, надо изучать, человек без прошлого, не имеет будущего, известная истина, «все, что было в прошлом, необходимо для сегодняшней осознанности». На этом пути, и быть может благодаря этому, человечество многое узнало о жизни пчёл. Вот и надо использовать полученные знания с пользой и для себя, и для пчёл.
Ошибки в истории, в чужом опыте как раз именно этими ошибками и ценны, что оберегают нас всех не наступать дважды, на одни и те «грабли». От ошибок не застрахован никто! В статье, разбираю, анализирую ошибки того иль иного упомянутого мною лица, или каких-то мест в статьях, в книгах, в истории в целом, (как мне видится), будь то в прошлом, иль в настоящем. Это вовсе не значит, что я считаю этих людей глупыми, или что-то в таком духе. Наоборот, как раз речь идёт об умнейших людях. Я приводил пример опытного пчеловода, который более 10 лет проводил опыты по герметизации верха рамочного улья, и ему чуть-чуть не хватило смелости заявить об этом, о том, что верх должен быть герметичным, сделав ошибочный вывод другой. Опыт то сам остался, и верно описан этим пчеловодом, только чуть-чуть не дотянул до правильных выводов (опять же, на мой личный взгляд). Я-то его опыт взял на вооружение, привёл как важный аргумент в пользу герметизации верха! И в мыслях не допускал этого пчеловода считать глупым. Только глубочайшее уважение у меня к такому человеку! Правда и в том, что не ко всем, коих я затрагиваю своей критикой, у меня уважительное отношение, здесь по-разному, бывает и отрицательное, но точно никого из таковых, не считаю глупцами. Часто критикую науку, но это вовсе не значит, что наука как общественная дисциплина не нужна, или что там глупцы. Нужна и не глупцы там! В науке умнейшая часть человечества. Именно научными данными я пользовался, как весомыми аргументами, их трудами, замерами, таблицами и т.п.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПО КОЛОДНОМУ и РАМОЧНОМУ МЕТОДУ ПЧЕЛОВОДСТВА.
1. КОЛОДНОЕ пчеловодство изначально пошло по ошибочному пути, и принесло неисчислимые бедствия пчёлам, и если бы оно практиковалось и далее, то сегодня пчёл возможно уже не было вообще! Исторические документы, летопись, факты красноречиво на то указывают.
2. КОЛОДА по Анастасии с КОЛОДНЫМ МЕТОДОМ пчеловодства, ничего общего не имеет, кроме общего внешнего сходства, да названия «колода»! Отождествление колоды по Анастасии с колодным историческим методом - ошибка, на мой взгляд, она и сегодня распространена.
3. Анастасия выбрала колоду, как компромисс, как тО искусственное гнездо для пчёл, которое известно человечеству, и которое оно умеет изготавливать с наименьшими умственными потугами (с умом у нынешней цивилизации туговато), физическими и финансовыми издержками. Всё это учла Анастасия! Вот и получилась колода. Да, колода, но не колодное пчеловодство, которое было до Анастасии! Да, колода, но только тА, которая по её подсказкам и советам, её глубинным принципам. И только такая колода - КОЛОДА ПО АНАСТАСИИ - будет наилучшим жильём для пчёл, не уступать естественному!
4. РАМОЧНОЕ пчеловодство, иные современные улья появились именно как попытка уйти от негативных вредоносных приёмов КОЛОДНОГО пчеловодства, а также дуплянок, сапеток и т.п., которое являлись неудачной подделкой гнезда под якобы естественное, без понимания сути этих гнёзд, да и ещё и с использованием противоестественных и варварских методов пчеловодства! То, что не было понимания - чётко и недвусмысленно говорила Анастасия. Да, при колодном методе пчёлы не болели, их попросту убивали, метод "научный" был - роебойный назывался.
5. РАМОЧНОЕ пчеловодство хоть и ушло от прямого убийства пчёл, как это практиковалось по КОЛОДНОМУ пчеловодству, но конструкционный путь развития выбран ошибочный (открытый верх, открытый низ, рамки и т.п.), потому такие улья далеки от естественного жилья пчёл. Хотя пчёлы и живут, не погибают сразу, болеют, а по сути то же погибают, только медленно, незаметно. Рано или поздно пчёлы исчезнут с лица Земли, ежели и далее так будет продолжаться, с купе с уничтожением лесов, как их естественной средой обитания.
- продолжение следует -