«Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но всё-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная Церковь будет и там, где останется три человека.
Церковь вечна, но Россия не вечна и лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, а сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная - везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX и XI века православными, а потом изменили истинной Церкви» (с) Константин Леонтьев, декабрь 1878.
СК: - Я настоящих православных видел, которые всю жизнь живут в непосредственном контакте и общении с Богом, более того, воспитан в такой среде, и не увидел наличия каких-то неясностей и неразрешимых экзистенциальных проблем. Самой по себе веры в личного Бога, даже без чтения Евангелия, уже достаточно для спокойной жизни. Все бонусы интерпретируются как награда, все минусы - как испытание или наказание за прегрешения.
СБ: - Вот это как раз и есть та самая аберрация, о которой я Вам говорю. Никаких - «настоящих православных» - Вы никогда не видели, да и видеть-то не могли, что называется по-определению (разумеется, в том случае, если Вам самому сейчас не далеко за сто лет).
Их уже к середине прошлого века практически не осталось, поскольку любой - «настоящий православный» - есть своего рода конечный духовный - «продукт» - появление и существование коего возможно только в совершенно особой духовной среде, как - «генерация», так и реальное функционирование коей, в свою очередь возможны только и исключительно в универсуме Традиции.
«Традиция» - же в России, со всех сторон теснимая победоносно наступающим Модерном в основных своих - «аспектах» - подошла к - «терминальной стадии» - ещё где-то к середине-второй половине 19-го века (уже в - «Соборянах» Лескова, первые публикации коих датированы 1867 годом, весьма тонко весь этот процесс её - «ухода» - подмечен и талантливейшим образом отображён), и окончательно умерла ещё до начала событий 1905-го года.
Тотальный же духовный распад (равно как и воспоследовавший за этим распадом полный организационный разгром) Синодального клерикализма, имевшие место в первой трети века 20-го, всего лишь - «документально зафиксировали» - факт, состоявшейся ещё задолго до всего этого смерти его родной - «матери».
Если Вы вдруг увидели на улице человека верхом на коне, одетого в рыцарские доспехи, с мечом на боку, копьём в руке и со знаком креста на щите, то это вовсе не означает, что Вы повстречали настоящего Готфрида Бульонского (ну, или на худой конец Айвенго, или даже самого благородного - caballero don Quijote de la Mancha1).
Это означает только, что Вам на пути повстречался какой-то очередной- «реконструктор», или облачённый в - «рыцарские» - доспехи актёр какой-нибудь киногруппы на съёмках очередного - «исторического» - сериала (а то и вовсе рекламы).
Точно то же самое и в случае с теми - «настоящими православными», коих, Вы якобы сподобились чуда воочию лицезреть.
Повторю ещё раз - организационный разгром и воспоследовавшее физическое уничтожение настоящих, без каких-либо кавычек, православных (во всяком случае, тотальное физическое уничтожение всех без исключения хоть сколько-нибудь заметных их духовных лидеров2), было именно следствием произошедшего много ранее того - «ухода» - и исчезновения самой породившей их Традиции.
Однако и в тех - «православных странах» - где переход от Традиции к Модерну обошёлся без столь кровавых потрясений, как в России, никаких - «настоящих православных» - не осталось по той же самой причине, что и в ней самой - они попросту вымерли, перестав - «воспроизводиться».
То есть никаких - «православных» (именно по своему внутреннему - «содержанию», а не только по внешней форме) в дольнем мире где-то уже более века, как нет, да и быть не может: если нет Традиции - нет, и не может быть никаких порождаемых ею духовных артефактов.
А те, кто пытается сейчас изображать их - «копируя» - и воспроизводя какой-то, весьма забавно выглядящий (особенно на фоне так всерьёз уважаемых современным высоким клерикальным начальством суперсовременных - «мерседесов» и «BMW»), исключительно внешний - «православный» - атрибутив, есть никто иные, как самые обычные - реконструкторы и косплейщики, сиречь - ряженные от универсума Постмодерна.
Самое же трагифарсовое во всей этой истории то, что все эти - «артисты» - сейчас даже не играют в тех православных, которые некогда действительно населяли - «универсум» - Традиции, это как раз их в них - «разыгрывают».
И если пристально, беспристрастно и внимательно взглянуть на сие разыгрываемое - «действо», то невозможно не заметить, что нынешние - «настоящие православные» - более всего напоминают увешанных разного рода - «мульками» (как бы подтверждающими и удостоверяющими их несомненную - «подлинность») - копеечных плюшевых медвежат, резиновых бурундучков и пластиковых слоников из специализированного игрушечного отдела в стандартном постмодернистском гипермаркете.
Продолжение -
https://vt-project.livejournal.com/15292.html________________________________
1. - стоит ли здесь напоминать о том, что и сам - «хитроумный идальго из Ламанчи» - уже на рубеже 16 - 17-го веков (то есть в эпоху самого начала тотального наступления Модерна на Западе) выглядел в глазах окружающих его совершеннейшей нелепостью и явственным анахронизмом.
Точно так же, в массе своей, воспринимались в России и - «настоящие православные» - уже к началу 20-го века. И точно так же воспринимаются любые типы - «религиозных людей» - во всём (уже именно - «пост-Модернистском») мире сейчас.
То есть, как полупомешанные поклонники некоей специально-особой религиозной разновидности - «экстрима» - или просто ряженые клоуны. И, увы, именно таковыми в подавляющей своей массе они как раз и являются.
2. - с полным и окончательным отказом от какой-либо внутренней (пусть даже и просто - «религиозной») самоидентичности, и бесповоротной заменой её идентичностью исключительно внешней (то есть априори симулятивной), для тех их жалких останков, которым именно по вышеизложенной причине и была сохранена их, отныне абсолютно бессмысленная - «внешняя» - жизнь - «служителей нравственного становления народа и его государственного устройства» (с) Алексий I Симанский