Фото отсюда:
https://letsgophotos.ru Когда я только начинала работу в рекрутинге (а было это в позапрошлом десятилетии), требование приложитьк резюме фотографию кандидата считалось редким и странным капризом работодателя. Кое-кто действительно требовал фото, и в некоторых КА для таких случаев даже держали специально нанятого фотографа. Но, повторюсь, это отнюдь не было ходовой практикой, а сам «подбор по фотографии» служил у рекрутеров забавной шуткой. И, конечно же, никто всерьез не думал о том, что фотография - это значимый инструмент оценки кандидата, способный выдать о нем такую информацию, которую невозможно получить ни из резюме, ни по итогам интервью.
Но шло время, и фото кандидаты стали прикладывать к резюме самостоятельно, делая это все чаще и чаще. Сначала это казалось избыточной самопрезентацией, сродни «воде» в резюме, потом обыденной практикой, и вдруг, неожиданно для всех, настало время, когда резюме без фото стало как будто незаконченным. Голым и безжизненным. Которое даже хочется пропустить, не читая. Потому что фото превратилось в общепринятый атрибут резюме, и человек, нарушивший этот негласный закон, воспринимается теперь как лицо, не слишком-то заинтересованное в трудоустройстве, а, следовательно, не представляющее приоритетного интереса.
Конечно, распространение практики добавлять к резюме собственный портрет связано с упрощением самого процесса фотографирования и обработки изображения. Сейчас вполне приличную фотографию можно получить самим, в домашних условиях. В прошлом же веке с этим процессом дело обстояло намного сложнее, поэтому неудивительно, что фото от кандидата почти никто и не требовал. И, тем не менее, сейчас фото это не только обязательный атрибут резюме, но и, как я уже сказала выше, важный источник информации для HR. Поговорим же немного о том, что может рассказать нам о кандидате его фотография.
Во-первых, крайне важно, какую именно фотографию кандидат выбрал для резюме. Его выбор является значимым показателем оценки его эмоционального интеллекта. Если фотография выполнена в деловом стиле, в меру отретуширована, не отягощена лишними деталями и украшательствами - то кандидат, как минимум, уважает того, кто будет читать его резюме. Он имеет представление о деловой самопрезентации, подготовился и спокойно ждет внешней оценки. Если же фото сделано явно впопыхах, что называется тяп-ляп, на фоне дачного участка, то оно тоже показательно. Человек или вообще не понимает, что офисная культура обязывает соответствовать, либо он такой редкий специалист, что ему можно абсолютно все.
Во-вторых, важно, сколько усилий человек потратил на фото. Студийный, «сложнопостановочный» снимок нередко выдает отчаяние кандидата, связанное с безуспешными попытками найти работу. К тому же он, как правило, идет вкупе с очень длинным резюме, в котором скрупулезно перечислены все факты биографии. Информации настолько много, что если у HR есть хоть какой-нибудь выбор, то он его сделает явно не в пользу этого кандидата. Чрезмерность вредна во всем: резюме это всего лишь деловой документ, деловая биография, и не более того. Никакой самоценности оно не имеет, поэтому излишних трудозатрат не требует.
В-третьих, важно само фото: поза, взгляд, выражение лица - словом, все то, что мы оцениваем в первые секунды, когда видим кандидата живьем. По сути своей, это первая встреча с кандидатом, просто в специальном формате. Нередко бывает, что пришедший на интервью кандидат разительно отличается от своего изображения на фото, но тут важно понимать, что фото - это то, каким он видит сам себя, каким показывает себя на входе, поэтому оценка фото имеет значение сама по себе. Именно фото показывает, попадает ли кандидат в типаж компании и соответствует ли корпоративной культуре.