Изображение от freepic
Вот я удивляюсь - как все-таки по-разному можно трактовать одно и то же явление? Поясню. Считается, что профессии делятся на два лагеря, и эти лагери весьма противоположны. Есть профессии, предполагающие «работу головой», а есть профессии, предполагающие «работу руками». Кстати, вторые не всегда означают тяжелый физический труд, сборщик механизмов, например, тоже работа руками, но всегда понятие умственного труда идет с этакой коннотацией интеллектуального превосходства над трудом ручным. Причем, людей, занятых на профессиях, предполагающих ручной труд, всегда считают неспособными, так сказать, умственно приподняться и заняться иной деятельностью, ибо они к этой иной деятельности неспособны ввиду ограниченности умственных способностей. Ну не могут они ничего головой, поэтому работают руками. Полагается, видимо, что руки живут как-то отдельно от головы, и самостоятельно трудятся. А хозяин их так, вроде подставки для своих рук. И все вроде бы логично и правильно. Действительно, умственный труд не требует напряжения мышц, он требует напряжения извилин. А чтобы, скажем, копать лопатой, много ума и не надо.
Но вот в чем парадокс. Кто имел счастье быть родителем маленького ребенка, тот хорошо знает, как педагоги (работники умственного труда, разумеется) наседают на родителей с требованием развивать у ребенка мелкую моторику. Ибо развитие мелкой моторики очень хорошо развивает - тадам! - мозг и интеллектуальные способности ребенка. Целая индустрия детских развивашек выстроена на развитии мелкой моторики прямо-таки с колясочного возраста. То бишь работники умственного труда признают прямую связь между руками и головой. Но возникает вопрос - а дальше-то что? Неужели во взрослой жизни связь теряется, и руки начинают жить своей собственной жизнью? Или все-таки стоит признать, что центр управления руками находится именно в голове? И люди с «хорошими руками» это не дураки, не способные к умственной деятельности, а просто те, кто выбрал ручной труд и развивал соответствующие разделы мозга? Мне кажется, это именно так. Те же, кто глубокомысленно проводит интеллектуальную границу между профессорами и слесарями, попросту ищут себе оправдание. То есть приличное объяснение существованию людей, у которых руки, так скажем, растут не из плеч.
Ну и напоследок. Пришлось мне однажды читать интервью одного хорошего детского нейрохирурга, заведующего отделением крупной московской больницы. Очень уважаю этого человека, была свидетелем его виртуозных операций, суть которых даже пересказывать страшно. Так вот. Одним из ключевых требований к нейрохирургу он назвал… «умение работать руками». Ну вы поняли, о чем речь в этом случае, да? Вот-вот. Можно иметь грандиозные мозги, но если руки у тебя за ними не успевают, то грош тебе цена, как хирургу. Мелкую моторику развивать надо.
Так что, люди, работающие головой и люди, работающие руками, совсем не разные люди. Просто результат труда вторых гораздо более заметен.