pokayadoma.ru
Этого литературного героя я очень любила в юности. Так любила, что даже писала о нем дипломный проект в институте. Ну как писала, на самом деле, скатала с диссертации руководителя, но комиссия приняла на ура - никто же в самом деле не читал исследования об этом произведении, ибо все они на английском языке. Я тоже не читала, ну и ладно, дело прошлое, диплом засчитан.
Однако когда я увидела эту книгу в списке летнего чтения для седьмого класса, я несколько удивилась. Все-таки рановато, как мне кажется. Но сына читать заставила, заодно перечитала и сама. И надо сказать, теперь на героя я взглянула совсем иначе. Прямо скажем, он мне совсем не понравился. Даже не понимаю, что я находила в нем раньше.
Вот мой дипломный руководитель (и я в своем дипломе, конечно же) трактовал его как образ современного Христа. Ну такой вот Иисус с поправкой на время. Из четырех школ выгнали. Выгнали, и четыре дня он шатается по Лондону, боясь вернуться домой, падает на самое дно, раскачивает младшую сестру на побег, заболевает - и, наконец, возвращается в семью. Прекрасный и тонко чувствующий молодой человек. Он цепляет читателя своей искренностью, наивностью, честностью по отношению к миру. Но вот что в нем самое удивительное. Он жалеет всех: уток в Центральном парке, проституток, подругу Салли Хейс, прыщавого соседа по комнате. Он понимает их, сочувствует и сопереживает. Хотя, к примеру, Салли Хейс сопереживать не надо, у нее, в отличие от главного героя, все отлично складывается. Да и проститутки вполне довольны жизнью, им глубоко плевать на Холдена в его дурацкой шапке. Про уток вообще молчу, они в порядке во все времена.
Но есть в книге один человек, которого Холдену совсем не жалко. Хотя именно этот человек заслуживает самого глубокого сочувствия. Разумеется, конечно же, это его мать. Про эту женщину мало что известно. Автор сообщает совсем немногое, но этого достаточно. У нее трое детей, а было четверо. И боль утраты младшего сына еще сильна, хотя жизнь вернулась в привычную колею. Эта женщина спорит с соседкой, осуждает Салли Хейс, ругает Холдена. Но по ночам плохо спит и много курит. Однако Холдена этим не проймешь. Он, полупьяный, замерзший, таскается по Лондону (хотя, наверняка, телеграмма о его исключении была отправлена домой, и его ищут), рискует жизнью каждый час, откровенно нарываясь на неприятности. Сомнительные таксисты, сутенер, учитель, похожий на педофила, какие-то девицы - он еще счастливо отделался, получив только по морде. Могли бы, так сказать, и полоснуть (с). Под конец приключений ему приходит в голову гениальная идея - увести из дома младшую сестру Фиби. Чтобы уж наверняка добить маму. И та, ничуть не лучше братца, бежит к нему с чемоданом через дорогу на красный свет…
Нет, все закончилось благополучно. Оказался дома, переболел, выздоровел, нашли ему новую школу. Но мне кажется, в шестнадцать лет пора бы уже не быть таким толстокожим, пора хоть немного, но начинать взрослеть.
Сын же мой, прочитав это произведение, выразился проще:
- Мам, а что в нем хорошего? Ему никто не нравится, и он очень много пьет.
Все так и есть. Но главный герой ясно видит суть вещей и людей - и называет своими именами. И он живет в каждом из нас, этот Холден Колфилд.
Ремня бы ему хорошего.