Dec 22, 2019 23:39
Посмотрел в киноклубе "Эльдар" фильм Андрея Кончаловского "Грех". Впечатляет. Микеланджело в исполнении Альберто Тестоне очень достоверен. Раздражителен, скандален, суеверен, вынужден лавировать между могущественными заказчиками, беря от них авансы и нарушая договоры - но при этом руководит им стремление к красоте и совершенству. И скорбь от того, что красота получается всё же земная, а не божественная, о которой он мечтает. Разрываясь между враждующими кланами, жадными родственниками, предателями-помощниками, он и создаёт шедевры, потрясающие современников и потомков. Передать эту страсть удалось замечательно. Показано, как объединяет его дело с каменотёсами Каррары, добывающими для него гигантский камень (который вывезти в итоге не удастся). Художник ведёт беседы с духом Данте, пытаясь проникнуть в божественную мудрость. В основе своего характера он человечен (что соответствует биографии - он действительно щедро награждал помощников, помогал бедным, давал приданое девушкам). Нелюдимость и сварливость - от поглощённости собственной задачей и от жизни в обстановке постоянной жестокости и коварства. Создать всё, что он задумал, не удаётся - частью по ограниченности человеческих сил, частью из-за того, что сильные мира сего разрушают замыслы своих врагов, стремясь использовать художника для своих собственных. Однако и созданного оказалось достаточно, чтобы сформировать ту художественную среду, в которой мы сегодня живём.
Есть местами сценарные натяжки. Изгоняемый папой племянник бывшего понтифика врывается к художнику, который практически в невменяемом состоянии заперся у себя в комнате, силой заставляет его подписать новый контракт и выплачивает аванс за счёт денег, которые оказались бы совсем не лишними для борьбы с папой. До того ли ему в этом положении? Разве что он решил бы взять Микеланджело в заложники и использовать для торга с Ватиканом. Однако не берёт.
В весьма неприглядном виде показан Рафаэль ("Ты воруешь у всех! - Нет, только у тебя!"). Возможно, авторы польстили Микеланджело, который под конец признаёт-таки Рафаэля гением.
В финале Микеланджело бредёт по дороге с моделью храма, а затем мы видим те скульптуры, которые узнает каждый, кто хоть что-то знает об искусстве.
искусство,
кино