... И о масонах

Aug 15, 2018 00:06

Итак, люди Аписа помогали заговорщикам, но сам он явно не организовывал покушение. Если бы он, как он признавался, платил заговорщикам гонорар и снабжал их оружием, он знал бы, что они пошли на дело не с наганами, а с браунингами и Принципу не пришлось бы закладывать пальто в ломбард.В 20-е годы бывший министр Любомир Йованович-Патак (который в это время боролся за пост лидера Радикальной партии) заявил, что премьер Никола Пашич в конце мая или начале июня 1914 года на заседании правительства предупредил министров о покушении и о том, что его надо предотвратить, но сделать это не удалось. Пашич опроверг его заявление, присутствовавшие на заседании министры подтвердили правоту Пашича. Тем не менее документ о переходе границы вооружёнными людьми Пашич всё же читал. Пашич (сам при предыдущей династии судимый по ложному обвинению в организации покушения на Милана Обреновича, отца короля Александра) знал, что что-то происходит и что это опасно, но это явно не было в центре его внимания. Что-то происходило всё время. Бедность крестьянства и национальная чересполосица в условиях, когда "первая глобализация" открывала людям широту и разнообразие мира, превратили Балканы в кипящий котёл.
Однако этого объяснения многим недостаточно, и выдвигаются разные версии. В их числе почётное место, разумеется, занимает версия об организации покушения масонами. Надо сказать, что определённый повод для этого дали материалы суда над участниками покушения. Вопрос поднял адвокат Неделько Чабриновича Константин Премужич:
"Двенадцатого октября 1914 года во время допроса Чабриновича он вдруг начал такой разговор: "Ты веришь в Бога или атеист?" - "Атеист", - ответил Чабринович. "Ты считаешь, что Бога нет? Ты "вольный каменщик"?" - "Почему вы это спрашиваете? - видимо, был сбит с толку Чабринович. - Я не могу вам сказать". - "Если не говорите, значит, так и есть" - вмешался председатель суда...
Однако судья вновь вернулся к этой теме. "Поясните нам: вы от "вольных каменщиков" получили приказ совершить покушение?" - "Я не получал никакого приказа" - ответил Чабринович. "Почему же тогда масонство Танкосича и Цигановича играло роль в покушении?" - "Я не связывал масонство с покушением, но подтверждаю, что они масоны" - "Я спрашиваю: связано ли то, что они масоны, с покушением?" - "Постольку, поскольку мы придерживались масонских идей". - "И эта идея, насколько вам известно, тоже рекомендует совершать покушения на представителей власти?" - "Рекомендует. Мне сам Циганович говорил, что покойный Фердинанд уже осуждён масонами на смерть. Это он сказал уже после моего решения" (Е.В.Матонин "Гаврило Принцип", с.277-278).
С современных позиций эта обязательная увязка атеизма с масонством и масонства с покушениями звучит странно и даже смешно, но люди, воспитанные в духе "традиционных ценностей" и имевшие смутное представление о светском мышлении, часто рассуждали именно так.
Через неделю Чабринович рассказал-таки, что у масонов есть начальник, который "был в Пеште, во Франции, в России", и Циганович передал Чабриновичу оружие, когда масонский начальник приехал из Пешта. Но тут уже судья не поверил и спросил: "А ты не сказки нам тут рассказываешь?" Он напомнил, что Чабринович сам показал, что получил оружие от "Народной обороны", а теперь вдруг заговорил о масонах. Предполагаемый масонский начальник оказался сербским богословом и публицистом Радованом Казимировичем, который окончил Киевскую духовную академию и преподавал в белградской гимназии, где сдавал экзамены Принцип. Принципа он знал, но никаких данных о его участии в подготовке покушения не обнаружено.
Впоследствии подсудимые Васо Чубрилович и Иво Краньевич так объяснили возникновение масонской темы на суде. Адвокат Премужич убедил Неделько Чабриновича и Недо Керовича, что для Сербии, терпевшей поражения на фронте, будет полезно, если они признаются, что совершили покушение по заданию масонов. Тем самым с Сербии снимается ответственность за убийство, что облегчает её спасение. Чабринович сообщил об этом товарищам путём перестукивания, и они нашли, что по крайней мере вреда от этого не будет. Так что Чабринович и дал понять, что он, возможно, масон. Иво Краньевич полагал, что Премужичу идею обратить внимание суда на масонов подсказал духовник Франца Фердинанда иезуит Антон Пунтигам.
Книга Евгения Матонина о Гавриле Принципе много ещё сообщает и о его жизни, и о его посмертной памяти. Эту книгу можно рекомендовать каждому, кто интересуется историей ХХ века.

Димитриевич, Апис, Сербия, Гаврило Принцип, Франц Фердинанд, история, Австро-Венгрия

Previous post Next post
Up