Покушение

Aug 13, 2018 00:01

Прибыв в Сараево, Принцип навестил брата в деревне Хаджичи, а затем поселился у старшего товарища Данилы Илича. Илич был старше Принципа на пять лет (родился в 1889 году), был сельским учителем, потом служил в банке, в 1909 году совершил путешествие в Швейцарию, завязав контакты с политической эмиграцией. Гачинович, тогда ещё не покидавший Боснию, вспоминал, что Илича слушали, "как мусульмане слушают паломника, который вернулся из Мекки". Илич переводил Горького и печатался в газете "Звоно" ("Колокол") (Гачинович утверждает, что он её и издавал, но остаётся неясным, мог ли скромный служащий сам организовать издание). Илич говорил о своих идейных расхождениях с Принципом - тот считал себя "радикальным националистом", а он - "националистом анархическим". Илич, как мы видели, участвовал в обсуждении покушения на Потиорека, но в итоге счёл его нецелесообразным. Как именно Илич присоединился к заговору Принципа, есть разные версии. По одной, он договорился с Гачиновичем, стал подбирать сторонников на месте, и только потом к ним присоединилась "белградская группа". Сам он, однако, говорил на суде, что сначала договорился с Мехмедбашичем, после чего они решили отправиться в Сербию за оружием. Однако после этого к нему обратился Принцип, сообщил, что готовит покушение, что оружие он достанет, а Илича просил подобрать подходящих людей.
Так или иначе, Принцип поселился у Илича легально, сообщив свой адрес в полицию. Он платил матери Илича за квартиру из расчёта 15 крон в месяц, а в последнюю неделю устроился для заработка секретарём в общество "Просвета" - то есть денег на жизнь у него не было, к деньгам, спрятанным для дела, он не притрагивался. Илич подобрал людей и 14 июня поехал к Мишко Йовановичу. Тот отвёз-таки оружие в коробке из-под сахара до станции Добой и оставил в магазине своего знакомого. Илич приехал, забрал коробку, привёз её в Сараево и спрятал под кроватью Принципа.
В последние дни перед покушением Илич вновь усомнился в его целесообразности, стал уговаривать товарищей отложить его (возможно, под влиянием марксистской литературы он стал более скептически относиться к индивидуальному террору). Однако Принцип настаивал на доведении дела до конца. В итоге Илич согласился действовать и раздал оружие заговорщикам. Маршрут проезда эрцгерцога был опубликован в газетах. Вдоль маршрута расположились с оружием семь человек: Мухамед Мехмедбашич, Васо Чубрилович, Цветко Попович, Трифко Грабеж, Данило Илич, Неделько Чабринович, Гаврило Принцип. Из семерых пятеро не решились действовать или не разглядели эрцгерцога. Бросил бомбу Неделько Чабринович - было ранено около двадцати человек, никто не погиб. Чабринович проглотил яд, несколько дней болел, но выжил. Принцип зашёл в магазин на углу набережной Аппеля и улицы Франца Иосифа. Кортеж эрцгерцога решил изменить маршрут - вместо узкой улицы проехать по набережной, которую уже очистили от народа. Однако шофёр по ошибке сначала свернул на улицу Франца Иосифа, а потом стал разворачиваться (с точки зрения безопасности это, конечно, было ошибкой - раз уже здесь опасно, лучше не задерживаться). Здесь машина оказалась прямо перед Принципом, вышедшим из магазина, и он выстрелил несколько раз. Франц Фердинанд и графиня София фон Гогенберг были убиты. После этого его стали бить, он проглотил яд, но его лишь стошнило (яд у заговорщиков был явно некачественным).
Интересно, что некоторые присутствовавшие пытались помешать полиции задержать террориста. Полицейский агент схватил Принципа за руку с пистолетом, но младобосниец Михайло Пушара (в заговоре не участвовавший, но Австро-Венгрию, мягко говоря, не любивший) его ударил. При этом суд Пушару оправдал, что, конечно, удивительно. Хотя в убийстве он не участвовал, сопротивление полиции по всем законам признаётся преступлением (хотя, возможно, агент был в штатском, и Пушара не обязан был знать, что он полицейский). Тем не менее судьба его оказалась печальнее, чем судьба человека, осуждённого за сопротивление полиции в мирное время. Его арестовали в административном порядке как неблагонадёжного и посадили в концлагерь, где он умер весной 1915 года.
А немецкий чиновник Фердинанд Бер попытался защитить Принципа, опасаясь, что его убьют на месте.
Продолжение следует.

терроризм, Данило Илич, Мишко Йованович, Сербия, Гаврило Принцип, Франц Фердинанд, Австро-Венгрия

Previous post Next post
Up