Aug 19, 2010 00:01
Порозовская, русский биограф Лютера, в начале ХХ века, строила такие предположения относительно путешествия Лютера в Рим: "В Риме Лютер слышал хвастливые речи монахов, утверждавших, что папский мизинец сильнее всех немецких властителей, взятых в совокупности; слышал обидные клички, даваемые добродушным, но неповоротливым его соотечественникам. Он уловил отличительные свойства итальянского характера; коварство, интриги, двоедушие итальянцев, обилие красивых лицемерных фраз, внешний лоск и мягкость, за которыми часто скрывались внутренняя пустота и бессодержательность - всё это внушало и негодование, и отвращение прямодушному тюрингенскому крестьянину. Можно сказать, что в Италии Лютер научился ненавидеть Италию" (Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М.: Республика, 1995. С.78). Реформация была, кроме всего прочего, восстанием провинциальной Германии и вообще Северной Европы против центра тогдашней цивилизации - Италии. И отмеченные здесь черты тогдашних итальянцев вовсе не присущи специально итальянцам - это черты "цивилизованных людей".
Думаю, серьёзная демократия невозможна без этого провинциального гнева против высокомерия и лицемерия центров цивилизации. Те, кто принимает решения, формирует стратегии и т.д. должны постоянно встречать сопротивление людей, которые спрашивают, что с ними будет в результате реализации этих решений и этих стратегий. От них следует требовать ответов по существу, не смущаясь замечаниями о своей отсталости, некультурности, замшелости и т.д. Только в такой борьбе и вырабатываются реальные, а не бутафорские демократические механизмы.
провинция,
цивилизация