Заново выработать способность помогать

Mar 13, 2013 19:08

Что на самом деле случилось с девочкой, не доехавшей из Москвы в Мытищи, толком непонятно.
http://vz.ru/news/2013/3/13/624185.html
Если водитель действительно её высадил - это стыд и позор. Если уж высаживать - надо было сразу отводить в полицию. Хотя, конечно, лучше было бы. если бы за неё заплатил кто-нибудь из пассажиров (впрочем, признаюсь честно, будь я там - не уверен, что успел бы среагировать).
Журналистка Арина Холина возмущается тем, что мы не привыкли помогать друг другу.
http://izvestia.ru/news/546527
Правильно возмущается.
Но понимает происходящее неправильно.
"И тут опять оживают признаки СССР. Помните, какими наглыми, грубыми и нездорово агрессивными были кондукторы и контролеры в той стране? Они были похожи на бандитов и, кстати, часто вымогали у безбилетников разные вещи - сигареты, или зажигалку, или что-то в этом роде."
Я родился в 1964 году и, стало быть, 27 лет прожил в СССР, где, естественно, пользовался общественным транспортом. Я НИ РАЗУ не видел, чтобы контролёр у кого-то что-то вымогал. Каюсь, один раз я дал контролёру взятку - вскочил в электричку без денег и при проверке билетов отдал последние 10 рублей, которые у меня были, в карман контролёра. Но это было уже в 90-е в постсоветской России.
Вообще среди советских людей "при исполнении" взяточники, конечно, были, но более типичны были две противоположные категории лиц. Одни вполне бескорыстно наслаждались самим фактом, что стоят на страже порядка и во имя этого порядка могут кому-то что-то запретить, откуда-то выставить, организовать где-то кому-то проработку и т.д. Другие понимали, что порядок необходим и они поставлены его блюсти, но были склонны "входить в положение", и могли порой, поддавшись на уговоры, отступить от этого порядка - опять же вполне бескорыстно и с риском для себя. "Идите скорее, только тихо и не попадайтесь!"
Холина пишет: "Социальная защита - это ведь не только приличная медицинская страховка, надежный пенсионный фонд и пандусы для инвалидов. Всё это, разумеется, жизненно важно, но ведь еще более важны отношения между людьми и то, что называется взаимовыручкой, и вот именно среди незнакомцев, которых объединяет то, что они все - люди.
Вовлеченность в чужие неприятности - это то, что делает нас обществом, а не бессмысленной толпой. Конечно, на это лень тратить время, но это вклад в собственное благополучие, потому что только так и происходит - ты получаешь ровно то, что отдаешь."
Как раз в СССР именно так учили. На старые общинные традиции накладывалось стремление к воспитанию нового человека. Множество людей как раз наблюдало за окружающими, контролировало и поучало их. Идёт по улице женщина с ребёнком и несёт сумку - подходит к ней дяденька и или тётенька и начинает говорить, что сумку надо отдать ребёнку, чтобы с детства приучать его помогать маме и вообще воспитывать в труде. Покупают родители ребёнку конфеты или газировку - кто-нибудь подойдёт и скажет, что это вредно для здоровья. Можно было подойти к человеку на улице и начать объяснять ему, что он оделся слишком легко или, наоборот, слишком тепло. Не говорю уж о том, если кто-то оделся нестандартно - подходили недоброжелатели, разоблачавшие идеологическую диверсию, но и доброжелатели, которые начинали объяснять, что человек сам себе вредит. С детства я ненавидел эту манеру поучать, вмешиваясь в чужую жизнь. Но эта ненависть, к счастью, не переросла в ненависть к людям, среди которых я живу, к стране, в которой я родился и вырос, как это случилось у многих. Потому что я видел, что в большинстве случаев люди действительно искренне желают добра. При всей неуместности их замечаний и унизительной недооценке чужих умственных способностей поведение их говорило скорее о хороших душевных качествах. Но по мере того как складывался городской образ жизни, это отсутствие уважения к частной жизни, к личному пространству становилось всё более невыносимым.
Именно в процессе распада советской системы люди взбунтовались против этого диктата общественного мнения - и поганое словечко "совок" в значительной мере направлено именно против него. "Лучше сдохнуть, чем бесконечно слушать это занудство! - Да вы что, с ума сошли? Мы же вам добра желаем! - Не надо нам вашего добра! Свободу дайте! - Свободу от чего? - От всего!" Именно в процессе распада советской системы человек ощетинился против любых попыток на него повлиять - хотя бы и "для его же пользы". (Вообще я думаю, что требовать от взрослого человека чего-то "для его же пользы" - неправильно. Пусть мы хотим помочь самому человеку - акцент нужно делать на его обязательствах перед другими людьми, потому что человек склонен полагать, что с самим собой он как-нибудь разберётся. Неприятно, когда тебя считают идиотом). Сжатая пружина распрямилась - двигателем борьбы за капитализм в России стало как раз стремление избавиться от обязательств перед обществом ("какие обязательства? перед этими совками?"). В этих условиях и те, кто раньше стремился приходить на помощь, приучились к осторожности, потому что неизвестно, кому действительно нужна помощь и чем можно помочь. Россия сегодня - страна крайнего индивидуализма, который исповедуют и интеллектуальные верхи, клянущиеся Булгаковым, Набоковым и Мандельштамом, и криминализованное "дно" (если я не ошибаюсь, по воровским понятиям запрещается препятствовать самоубийству). Слушая их речи и поглядывая на их физиономии, опасливо пробирается между ними обыватель.
Нам, безусловно, нужно учится заново понимать друг друга, уважать друг друга, помогать друг другу. Осознавая право человека на личное пространство и определяя границы этого пространства.

уважение, свобода, личное пространство, частная жизнь, Холина, СССР

Previous post Next post
Up