само собой 8 декабря. Тема Привычки

Dec 13, 2015 21:53

8 декабря к нам пришли 10 студентов Казанского исламско-го университета и еще пятеро регулярных участников наших посиделок. Женщины в му-сульманских одеяниях. Их при-влекла тема. Объясняю им пра-вила посиделок клуба не еди-номышленников «Само собой». Активно участвуют только те, кто НЕ опоздал. Мобильник не-обходимо отключить. Содержа-ние заранее досконально неиз-вестно, потому что оно зависит от того, как активно будут участ-вовать люди в обсуждении. При-вычки - это черты поведения, характерные для отдельных личностей.
Гость вручает мне коробку роскошных конфет.
ВВС. - Заберите конфеты. За 40 лет работы в вузе я никогда не принимал подарки от студен-тов. Это не в моих привычках. Однажды мне пришлось прини-мать экзамен вместо заболев-шей женщины-доцента. Студен-ты выставили мне на стол букет цветов. Я попросил их убрать его. По моим понятиям экзамен - не праздник, во время которого экзаменатора надо предвари-тельно настроить на благодуш-ный лад, чтобы был подобрее. Это элементарная деловая про-цедура. Завышенная доброта на экзамене с государственной точки зрения - хуже воровства. Если черты поведения присущи многим людям, образующим некую общность, то эти черты называют обычаями. Совокуп-ность обычаев, стиля поведе-ния, особенностей установок и реакции, на разные внешние явления составляет менталитет нации или какой-то локализо-ванной в единую общность группы людей. Мы ни лекций, ни практических занятий тут не проводим. Каждый в своём лич-ном духе и стиле, может поде-литься своими представлениями об известных нам приятных и дурных привычках.
Вот две наших гостьи сели как можно дальше от руководителя. Это ваше право. У меня тоже есть право не напрягать голосо-вые связки и говорить так тихо, чтобы меня слышали все, кто сел поближе ко мне и не слы-шали те, кто сознательно сел подальше, хотя в комнате есть и места близкие к ведущему. Те, кто сел далеко, имеют ста-тус наблюдателей. Их я ни о чём спрашивать не буду, разда-точные материалы вручать им не буду. Сидите там, где вам охота, я буду работать только с участниками наших посиделок. Девушки пересаживаются по-ближе к ведущему.
Все ли заметили, как один очень известный политический деятель не реже чем раз в 10 минут своей правой пятернёй подтирает нижнюю часть своей же «носопырки»? Даже в том случае, когда его ноздри не со-чатся, его десница рефлекторно тянется подтирать пальцами свой сухой нос. А ведь ту же самую длань десницы он протя-гивает другим мужчинам при приятельских рукопожатиях. Кому как, но я не хотел бы по-жимать руку таким мужчинам.
Слушательница 1: - И почему же ему никто не подскажет?
ВВС. - Это может сделать только очень близкий друг. Из того, что тот деятель не изба-вился от своей скверной при-вычки я делаю вывод: у него нет близких друзей.
Входит солидный человек и садится подальше. ВВС не об-ращает на него внимания, по-тому что тот человек знает: тут всё всегда точно.
ВВС. Древний мудрец Сократ проповедовал демократические принципы. 300 заседателей при-говорили его к смерти. У него была прекрасная возможность сбежать из- под стражи. Но он применил свои демократические принципы к самому себе и пред-почёл подчиниться общим пра-вилам, которые он же сам и проповедовал. Как вы думаете, ход нашего семинара подтвер-ждает ли мои предупреждения о том, что он не предсказуем?
Несколько голосов. - Да!
ВВС. У Сократа была привыч-ка к правдивости и соблюдению правил без исключений.
В очень давние времена у ме-ня был сослуживец, который мелко дрыгал коленкой ноги, если мы беседовали с ним, си-дя за столом. Я воспринимал это поведение как сигнал мне о том, что ему крайне неприятно со мною разговаривать. Но ска-зать ему это я не решился.
Слушательница 2. - А у нас один из преподавателей ведёт себя тоже так. (Неловкая пау-за, гости переглядываются). Но я не называю фамилию.
Гость Ахметов рассказывает о своем знакомом, который бес-прерывно паясничал, чтобы при-влечь к себе внимание.
ВВС. - Ваша минута истекла. Прерываю Вас. Директор Физте-ха Х.М.Муштари однажды попал на приём к Президенту АН М.В Келдышу. Секретарь предупре-дил его, что на аудиенцию отве-дено 10 минут. Но Хамид Муза-фарович не понял, что этот по-рядок очень жёсток и разгово-рился. Келдыш прервал его: «Хамид Музафарович, время Вашей аудиенции истекло». Так и ушёл Муштари от Президента не успев поведать ему о самой главной цели своего визита. Хорошо проучил корректный Президент недостаточно кор-ректного профессора.
Бородатый мужчина лет 25. - Были ли Вы коммунистом и как Вы выжили в СССР?
ВВС. - Не был. Выдюжил. Мне достались гены и воспитание родителей. Мой дед был истым старовером. Но я об этом узнал только после смерти отца. Ро-дители крепко держали язык за зубами, иначе бы они не уцеле-ли. Эта привычка была внедре-на в них сталинским режимом. Папа до 41 года держал под по-душкой заряженный пистолет. Он хотел отстреливаться, если ночью приедет «черный ворон» за ним, как за очередным вра-гом народа. Он был начальни-ком строительства электростан-ций. А я, знаете ли, рыб не люблю. Сейчас не сталинские времена. Пусть привычка к мол-чанию уйдет в небытие.
Поведаю об одном давнем случае. Приходят ко мне, заве-дующему кафедрой, девчушки-студентки и просят заменить преподавателя, потому что Се-мёнов жуёт. Я в беседе с этим Семёновым порекомендовал ему не столь уж тщательно раз-жёвывать материал, ибо сту-дентки достатоно подкованы и сметливы. Не помогло. Студент-ки вновь жалуются. Ну, не пони-маю я в чём дело. И тут подвер-нулся его величество случай. В троллейбусе я со стороны вижу того самого Семенова и, о ужас, наблюдаю, что он беспрерывно чавкает нижней челюстью. Он жуёт жвачку в буквальном смысле слова, а не в перенос-ном, как подумал я. Я к нему подхожу ближе, он смотрит на меня в упор и делает вид. что он меня не знает. И только тут я сообразил, что это вовсе не Се-мёнов, а его родной брат-близнец. И у обоих братьев бы-ла одна и та же скверная при-вычка - жевать резинку. Вот только тогда я порекомендовал своему Семёнову немедленно избавиться от этой привычки.
Неприяные привычки случа-ются и у женщин. Опишу дав-ний, но не забываемый мною случай.
В доме Кекина когда-то была столовая.
Участница. - Да, помню!
ВВС. Так вот, сижу я за сто-лом и кроме меня ещё трое по-сторонних людей столуются тут же. Справа от меня молодой мужчина, напротив женщина, лет 30. Лето, жара. Мы хлебаем наши супы. И вдруг мужчина обращается к той дамочке; «Вы уж извините меня, пожалуйста, но я прошу вас надеть на ногу свою туфельку, а то запашок, понимаете ли...».
Оказывается, та дамочка под столом скинула с ноги босонож-ку, потому что она ей то ли жа-ла, то ли было ей жарковато от этой босоножки. Дамочка вспыхнула румянцем...
Тягостное впечатление оста-лось у меня на всю жизнь.
Ид. (наш постоянный участ-ник) - Сейчас по ТВ идёт сериал чтения «Войны и мира» Л.Толстого. А Вы прочитали ли «Войну и мир»?
ВВС. - Вы знаете ответ на этот вопрос, мы с Вами уже об-суждали именно эту тему на другом семинаре. Я не возра-жаю и против провокативных вопросов, я сам их часто задаю, но время стоит поберечь! Всё, чего я добился - не благодаря своим способностям, а вопреки их отсутствию. Я, например, не помню номеров телефонов, не узнаю людей в лицо. Но у меня есть, по меньшей мере, две хо-рошие привычки. Безупречно выполнять свои должные дела и никогда не действовать фор-мально, а всегда с выдумкой, с инициативой, с собственным творчеством в любых делах.
Среди моих скверных привы-чек есть такая: я редко приче-сываю свои жиденькие волосы. Но слава небесам, от курения, от пристрастия к горячительным напиткам мне отучиваться не надо. Никогда не пил и не курил. Да, вот однажды совершенно посторонний человек отбил у меня охоту к нефиксируемой мною плохой привычке. Сам того не замечая, я в моменты, когда ехал в общественном транспорте, занимал себя тем, что изобретал новые мелодии. Я был уверен, что это происхо-дит только в моём мозгу. Но однажды в толчее перед выхо-дом мужчина, стоявший впритык ко мне спереди, сказал мне «Не войте!» И только тогда я понял, что новые мелодии не крутятся в моем мозгу, а ещё и вылета-ют через ноздри наружу. После этого случая я прекратил свою «внештатную композиторскую деятельность».
Гость, журналист Р.Р. Гази-зов. - Но вы мой номер знаете.
ВВС. ¬- Номера записаны.
А вот давайте-ка проведём экспертизу десяти высказыва-ний на тему о привычках. У меня 12 экземпляров бланков, на ко-торых выписаны эти 10 тезисов. Числа справа приписаны ПО-СЛЕ проведения этого общест-венного опроса. Пусть каждый возьмёт себе 10 камешков мор-ской гальки. Они привезены с берега Чёрного моря. Пусть ка-ждый бросит свои камешки в те урны (их всего 10), которые со-ответствуют номеркам наилуч-ших по вашему мнению тезисов. Отбирайте по такому признаку. Которые из тезисов вы считаете наиболее общественно важны-ми, значимыми, вот тем номер-кам и отдавайте предпочтение. Вы можете не иметь предпочте-ний, тогда в каждую урну опус-тите по одному камешку. Но кто-то может поступить иначе и все свои камни бросить только в одну урну. Или в две, в три. Как хотите. Голосование тайное.
Одна из участниц просит по-вторить правила. Терпеливо заново объясняю.
1 Воспитание - это заблаго-временная выработка привычек. Результат: 30 камней.
2 Побороть вредные привыч-ки лучше сегодня, чем завтра. Результат: 15 камней.
3 Привычка - вторая натура. Результат: 6 камней
4 Привычка - это сила, кото-рая не дает миру разлететься на 1000 мелких осколков. Ре-зультат: 4 камня.
5 Привычка свыше нам дана, замена счастию она. 18 к.
6 Счастье - миг. Привычка - вечность. 18 камней.
7 Уметь изменять свои при-вычки - одно из самых лучших свойств человека. 47 камней!
8. Хаос порождает жизнь, а порядок - привычки. 8 камней.
9. Целовать курящую женщи-ну - не намного лучше, чем ли-зать пепельницу. 14 камней.
10. Чем больше привычек, тем меньше свободы. 8 камней.

Результаты нашего голосова-ния выписаны выше. Кто-то из участников не бросил камни в урну. Это его право. Мы никого ничего не заставляем делать. И со мною был случай, когда мне не понравилась ни одна канди-датура в бюллетене, и я поло-жил тот бюллетень не в урну, а в карман. Не запрещено зако-ном. Но и глупо, потому что я рассчитываю на порядочность избиркома, думаю,. что никто не подбросит недостающий бюлле-тень. Такая надежда наивна.
Итак, вы своим большинст-вом считаете самым важным тезис № 7. А теперь второй во-прос. Попытайтесь угадать, кто из 10 перечисленных авторов высказал какой именно тезис. Г.Адамс, Аристотель, Ф.Бэкон, О'Генри, И.Кант, Конфуций А.Мо-руа, некто неизестный, А.Пу-шкин, В.Скворцов. В этом кон-курсе победила И Латыпова. У нее 5 верных угадок. Вам пре-доставляю право выбрать себе в подарок одну из моих книг.

И. Латыпова. И что же вы по-советовали бы нам на проща-ние?
ВВС. Ну вот, например, возь-мите на вооружение выделен-ный вами коллективно тезис № 7 Случайно так оказалось, что его выдвинул я.
Ах. - Но совсем не обяза-тельно стремится изменять свои привычки.
ВВС. - Тезис № 7 вовсе не призывает к непременной смене привычек. Надо быть способ-ным их изменять, когда это ста-новится необходимым.. У волков есть инстинктивная привычка не прыгать на красные флажки. И вот побеждает тот волк, который в трудный момент находит нуж-ным отступить от этого своего врождённого привычного пове-дения.
Отец и сын, приехали в Париж из Ливии.
- Папа, а почему ты носишь такую странную шапку - чалму?
- Для защиты от палящего солнца, сын мой.
- Папа, а зачем у тебя такая странная обувь?
- Чтобы не обжигать ступни ног о раскалённый песок.
- Папа, мы же живем сейчас в Париже. Зачем же тут это?...
И в каждой стране свой ком-плекс привычек, вошедших в обычаи этой страны. Но вот находятся такие ревностные мусульмане, что немедленно хватаются за калаш, когда видят у французов карикатуры на Му-хаммеда. А ведь французы ри-суют карикатуры и на папу Рим-ского и на своего президента. У них ТАКОЙ комплекс правил поведения. Тот, кто придержи-вается других привычек, волен не реагировать на эту привычку французов. Но они в своей стране и извольте терпеливо переносить их привычки, кото-рые вам не любы.
Далее были ещё и другие кон-курсы и разнообразные вопро-сы. Но надо бы и угомониться. Через день ВВС получил 7 письменных откликов от участ-ников. Из них шесть похваль-ных и один зело критический. Это нормально, хорошо. Если бы повывелись критики, то жизнь поскучнела бы.
Previous post Next post
Up