Человек не может не комуницировать. Даже если он молчит - он уже нам что-то посылает своим молчанием.
Каждая коммуникация имеет 4 грани:
-
По Шульцу фон Туну, каждое наше сообщение состоит из 4 аспектов:
Факт - тема сообщения, положение вещей, о которых мы сообщаем.
Отношение - наше отношение к собеседнику.
Самораскрытие - посыл, информация о себе, которую мы транслируем, здесь же ролевое положение.
Призыв - на что мы хотим повлиять.
Пример из книги Шульца фон Туна, который объясняет все четыре стороны сообщения:
Два человека сидят в автомобиле, стоящем перед светофором.
Пассажир, сидящий рядом с водителем, говорит: «Эй, там зеленый».
А теперь рассмотрим четыре стороны сообщения:
Факт - Светофор зеленый
Отношение - Тебе нужна моя помощь
Самораскрытие - Я тороплюсь
Призыв - Дави на газ!
И дальше наступает самое интересное: на что именно в сообщении собеседника мы реагируем?
Это, по Шульцу фон Туну, зависит от того, как, каким «ухом» мы привыкли слушать. Из четырех, соответствующих каждой стороне квадрата. Когда сообщение передавалось на уровне факта, а мы восприняли его на уровне отношения - это может вести к недоразумениям.
Каким «ухом» мы лучше слышим, иногда зависит от нас самих, иногда - от ситуации. Каждый из нас имеет свои привычки восприятия. И важно развивать умение комплексного слушания:
Факт
Отношение - когда чувствуешь, что тебя лично как-то имеют ввиду (обвинение)
Призыв - когда слышишь призыв что-то сделать, и ты спешишь это сделать,хотьи не хочешь (если нет - ты слышишь другим ухом)
Самораскрытие - когда слышишь, что твой собеседник сообщет о себе между строк, и проявляешь к нему эмпатию.