"Абсолют-банк" плохо подсчитал потребность в деньгах на спасение "Балтинвестбанка". Требуется ещё 10 млрд рублей. А сколько потребуется для спасения самого "Абсолют-банка"?
Недавно вскрылась информация о том, что разница между объёмом активов и обязательств "Балтинвестбанка", находящегося на санации у "Абсолют банка", увеличилась на 10 млрд рублей. А по условиям санации, "Абсолют банк" не может просить у государства дополнительных денег. То есть, эту дополнительную дыру санатор должен будет закрывать самостоятельно. Сможет?
Давайте посмотрим на баланс "Абсолют банка" на 1 июля 2016 года. Активы составили 261,4 млрд рублей, собственные средства - 18,8 млрд рублей, убыток за шесть месяцев 2016 года - 7,4 млрд рублей. Не прибыль, а именно убыток, Карл! Все цифры приведены по российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ). По международной системе финансовой отчётности (МСФО), правда, банк за тот же самый период получил прибыль - 0,9 млрд рублей. Повсеместно считается, что эта самая МСФО точнее отражает финансовое состояние банков и предприятий. Даже если это так, из приведённых четырёх цифр видно, что закрывать дыру в 10 млрд рублей "Абсолют-банку" нечем. Прибыль мизерная или отсутствует, собственный капитал маленький. Да, достаточность капитала (Н1) находится на достаточно комфортном (с учётом минимального значения в 8%, установленного ЦБ с 1 января 2016 года) уровне в 11,29% (на 1 августа). Но если "Абсолют банк" вычтет из своего капитала требуемую сумму - норматив неизбежно будет нарушен.
Можно, конечно, надеяться на то, что банк быстро-быстро до конца года заработает достаточную для закрытия дыры прибыль. Но даже текущее положение банка не даёт никаких оснований надеяться на столь оптимистическое развитие событий. Согласно отчётности, кредитование корпоративных клиентов за первую половину 2016 года сократилось. Кредитование физических лиц выросло, но не настолько, чтобы компенсировать падение кредитования юридических лиц.
Можно, конечно, надеяться на то, что экономика России вдруг прямо сейчас выйдет из кризиса, как то предрекает уже больше двух лет министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев (смотри статью "Алексей Улюкаев нашёл уже двадцать второе дно российской экономики"). И следом тут же расцветёт весь российский банковский рынок вместе с "Абсолют банком" и "Балтинвестбанком". Все снова начнут брать много кредитов, население снова бросится покупать всё и вся, нужное и ненужное. А потом и все "дыры" в банковских балансах постепенно зарастут. Но верить Улюкаеву после стольких промахов? Да, даже если это и случится, то и население, и компании, ещё некоторое (достаточно продолжительное) время будут "дуть на воду", продолжая экономить на всём. Так было всегда и везде. Так было и в предыдущий российский кризис 2008-2009 годов.
Кстати, раз уж мы заглянули в отчётность "Абсолют банка", давайте изучим её тщательнее.
Сначала отчётность по МСФО. Банк на 30 июня 2016 года создал резервы под обесценение кредитов в размере 9 млрд рублей (4,9% от кредитного портфеля до вычета резервов). Просроченные, но не обесцененные, кредиты на ту же дату составляли без малого 3 млрд рублей. Трёхкратная разница. На первый взгляд, мы видим консервативный подход к созданию резервов. Но только на первый взгляд. Потому что строчкой выше сказано, что индивидуально обесцененные кредиты составляют 25,4 млрд рублей.
Что это такое и чем это грозит? В своё время я уже встречал подобную ситуацию, когда просроченных кредитов в отчётности было мало, резервы созданы с запасом, но вот этих самых индивидуально обесцененных кредитов было больше половины кредитного портфеля. Такое наблюдалось в отчётности "Банка Москвы" по МСФО на 1 июля 2009 года (смотри статью "Стресс-тестирование отчётности российских банков по МСФО или как скрывают банки свою просроченную задолженность"). Что в дальнейшем случилось с этим банком, все помнят? Он едва не умер. Его пришлось срочно спасать от неминуемого банкротства. В случае с "Абсолют банком" ситуация, конечно, пока ещё не столь катастрофична. Индивидуально обесцененные кредиты составляют "всего" 13,8%.
Конечно, нельзя приравнивать обесцененные кредиты к просроченным. Это не одно и то же. Как в своё время пояснили в одном из банков, кредиты с признаками обесценения - это такие, по которым нет просроченных платежей. Например, клиент исправно обслуживает долг, но у него произошло снижение выручки, либо есть убытки, либо ещё какие-то признаки ухудшения финансового состояния заёмщика. Сюда же попадают, например, пролонгации, по которым текущие платежи идут без нарушений. Сюда же относятся реструктурированные кредиты, попавшие в необслуживаемые кредиты (так как просрочки по ним нет, но есть ухудшение финансового положения заёмщика). То есть здесь много разных вариантов.
Но, в любом случае, обесцененные кредиты - это кредиты не первой свежести. И по ним требуется создавать резервы. В полном объёме или частично, если частично, то в какой части - это вопрос дискуссионный. С учётом постоянно ухудшающейся ситуации в российской экономике, в которой кризис длится уже больше полутора лет, и конца и края ему пока не видно - резервы надо создавать на всю сумму обесцененных кредитов. Это, возможно, будет избыточным, но в условиях кризиса лучше перебдеть, чем недобдеть.
Если же банк создаст резервы под обесцененные кредиты в полном объёме, то, скорее всего, нарушит норматив достаточности капитала. И тогда надо будет поднимать вопрос уже о спасении его самого.
А теперь рассмотрим отчётность по РСБУ. Она оказалась ещё интересней. Банк на 1 июля 2016 года создал резервы на возможные потери по ссудам в размере 12 млрд рублей (7,4% от кредитного портфеля до вычета резервов). По просроченным кредитам в отчёте некоторая путаница. На странице 11 в таблице "Информация о ссудной задолженности в разрезе сроков погашения" указана цифра 10,999 млрд рублей. А на странице 31 в таблице "Информация об объёмах и сроках просроченной ссудной задолженности" указана цифра 14,263 млрд рублей. Если верна первая цифра, то резервы лишь слегка превышают сумму просроченных кредитов. Если верна вторая цифра, то резервы даже не покрывают сумму просроченных кредитов.
Это уже дурно пахнет. В среднем по больнице (в смысле - по российской банковской системе) резервы в 1,8 раз превышают просроченную задолженность (смотри график "Динамика покрытия просроченной задолженности резервами"). Но это ещё полбеды.
Даже если бы банк формировал резервы на возможные потери по ссудам по нижней планке, установленной ЦБ в соответствии с положением №254-П (безнадёжные кредиты - 100% от суммы долга, проблемные кредиты - 51%, сомнительные кредиты - 21%, нестандартные кредиты - 1%), то резервы "Абсолют банка" должны были составлять 17,3 млрд рублей (12,695+1,669+2,145+0,781), а не 12 млрд рублей. Недостача составляет 5,3 млрд рублей.
И это, если считать по самому минимальному регуляторному минимуму. А на самом деле, резервов, по-хорошему, должно быть сформировано гораздо больше, чем просроченных кредитов. До кризиса 2008-2009 годов в среднем по банковской системе банки создавали резервов в 3 раза больше суммы просроченных кредитов (смотри указанный выше график). В процессе кризиса эта цифра покрытия просрочки резервами быстро упала, и после прошлого кризиса стабилизировалась на уровне 190-210%. В процессе нынешнего кризиса эта цифра снова начала падать, но гораздо меньшими темпами. Сейчас она составляет примерно 180%. То есть, по-хорошему, "Абсолют банк" должен был бы сформировать резервов хотя бы на сумму 25,7 млрд рублей (14,263*1,8) вместо созданных 12 млрд рублей.
Что будет, если банк создаст резервы в полном объёме? "Абсолют банк" недосоздал резервов, как минимум, на 5,3 млрд рублей. Эта цифра регуляторного минимума. И это при собственном капитале в 18,8 млрд рублей. В этом случае, норматив достаточности капитала упадёт примерно до 8,1% при минимальном значении, установленном ЦБ, в 8%. Если же банк попробует создать резервы, как в среднем по банковской системе - он неизбежно нарушит нормативы достаточности капитала. Наверное, потому резервы и не формируются банком в должном объёме.
Итак, изучение отчётности "Абсолют банка" показало, что у него самого не всё хорошо. Конечно, не ужас-ужас-ужас. Например, у "Бинбанка" ситуация ещё плачевней (смотри статью "Стресс-тесты российских банков, как начало системного банковского кризиса в России"). Но тут даже и без вновь выявленной дыры в "Балтинвестбанке" впору начинать говорить о необходимости спасения уже самого "Абсолют банка".
Понимают ли сложившуюся ситуацию акционеры банка? Захотят ли они помогать банку? А если захотят - смогут ли? Это пока неизвестно.
P.S.: Комментарий пресс-службы "Балтинвестбанка": "В настоящее время аудит "Балтинвестбанка" ещё идёт, поэтому объективная информация о его финансовом положении ещё не известна, и будет озвучена по итогам аудита. В любом случае, акционеры "Абсолют банка" с самого начала рассматривали различные сценарии с учётом реалий рынка, а также следует учесть, что они не принимали решения об объединении "Абсолют банка" с "Балтинвестбанком". Иными словами, оба банка работают по отдельным бизнес-моделям, их финансовые показатели индивидуальны и нет связи, что за счёт активов "Абсолют банка" будут закрывать дыру в балансе "Балтинвестбанка". Кроме того, для "Балтинвестбанка" мы разрабатываем план финансового оздоровления, который составляется на основе реальной картины по результатам аудита и который проходит согласование с Банком России и АСВ, поэтому все дыры в балансе "Балтинвестбанка" будут закрываться в рамках бюджета, выделенного на санацию банка".
http://finnews.ru/cur_an.php?idnws=24487