В наш "Протон" страховщики не верят....

Mar 18, 2021 00:00

Итак , сначала официоз:
Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - Страховые компании не подали ни одной заявки на участие в тендере на страхование рисков при запуске ракеты-носителя "Протон-М" с модулем "Наука" на сумму 17,7 млрд рублей, следует из материалов на сайте госзакупок. "Признать закупку несостоявшейся,  так как не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений", - говорится в материалах закупочной комиссии.

Ранее Центр эксплуатации объектов наземной и космической инфраструткуры (ЦЭНКИ, входит в "Роскосмос") объявил тендер на страхование запуска ракеты-носителя "Протон-М", модуля "Наука" и его стыковки с Международной космической станцией (МКС). Цена контракта составляла 2,6 млрд рублей, страховая сумма - 17,7 млрд рублей.

Но ровно год назад:     4 февраля 2020 г.
Запуск и эксплуатацию спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103" застраховали на 19,7 млрд рублей  4 февраля 2020 г., AEX.RU -  «Ингосстрах» совместно с «СОГАЗом» и «АльфаСтрахование» застраховали запуск и эксплуатацию на орбите космических аппаратов «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Об этом сообщает пресс-служба "Ингосстраха".  По итогам открытого конкурса состраховщики «Ингосстрах», «СОГАЗ» и «АльфаСтрахование» застраховали запуск и эксплуатацию на орбите космических аппаратов (КА) «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Конкурс был организован ФГУП «Космическая связь». Страховая сумма по КА «Экспресс-80» - 9,8 млрд рублей, по КА «Экспресс-103» - 9,9 млрд рублей. Срок действия полисов страхования - 1 год с момента запуска КА. Начальная сумма страховой премии была 3,9 млрд рублей ..

Итак, что произошло за год??  В чем причина?? Чем Протон провинился??

Естественно  всю подноготную этой истории я не знаю, но с «кухней» космического страхования немного знаком.Итак, что могло повлиять на решение страховщиков.

Техника. С одной стороны Протон  никак себя за год отрицательно не показал (и за предыдущий то же, даже наоборот уже несколько лет после Интелсата-31 ни намека на проблемы.
. Да и запуск Науки вроде бы проще нет разгонного блока Бриза (по сути это еще 2 ступени с 5 включениями при переходе на ГСО). Но! Вспомним, что Протон-М без Бриза или ДМа НИКОГДА  не летал. Все полеты без РБ остались в прошлом у Протона-К , то есть 20 (двадцать ) лет назад.  При этом Протон -М  уже более менее цифровой  и скорее всего имеет единую систему управления , размещенную на РБ (что разумно и экономично). Теперь  получается для Науки надо сделать уникальную ракету , перенесся СУ  на третью ступень.
Думаю понятна реакция Страховщиков на это, тем более, что отработка системы управления на Земле  не самое простое и надежное мероприятие (вспомним Ариан-5 и последнюю аварию Веги).

Теперь второй фактор.
Деньги. Во первых похоже Роскосмос пожадничал  ГПКС предлагало 3,9 млпрд за запуск плюс первый год на орбите (конечно самый проблемный, но)  , а тут 2,6 млрд. Прежде всего надо понимать, что хотя страховщиками Протонов всегда называются российские компании Ингострах или еще как, но они всего лишь брокеры, организующие Страхование и собирающие пул желающих страховать и основная масса  Страховщиков находится за рубежом (типа Мюних Ре и прочее).  Российский рынок страхования космических рисков крайне небольшой и не потянет более  нескольких десятков миллионов Долларов выплаты в случае аварии,  у наших страховщиков просто нет таких денег , в отличие от Западных.

Но и с западными все не так просто у них есть
а) Лимит на страхование космических рисков
б) лимит на отдельный страховой случай)
И обычно Брокер собирает пул из 30-50 компаний, которые вскладчину делят  и премию и выплату , если что не так. И вот тут возможно сейчас засада.

Во первых ,  свинью подложил MAXAR,  слепивший спутник ХМ-7 для непосредственного радиовещания, он был запущен в конце 2020 года на Фалкон-9 и после вывода на орбиту, уже  при ЛКИ  выявились проблемы с энерго обеспечением, и его владелец решил, что выгоднее не бороться за него,  а списать ИСЗ полностью, (думаю он оценил,  что сделать новый и запустить его будет сейчас дешевле из за падения цен на запуск и производство ИСЗ). А страховщики  потеряли в раз 225 миллионов Долларов причем в начале года. а по оценкам  рынок премий (то есть сколько страховщики собирают в год это всего не более 500 млн Долларов).  При этом 2019 был вообще катастрофический, да и 2020 с аварией Веги то же не фонтан.. Поэтому лимиты  у них сейчас уже в обрез..

Есть и третья причина - санкции , как никак страхуют госструктуры Хруничев и Роскосмос. Отношения США-РФ с каждым днем все хуже,  что там предпримет администрация Байдена непонятно,  зачем западным компаниям  связываться с  страновыми рисками?

Плюс возможны еще «конспирологические» версии - типа сейчас Роскосмос специально "уронит "  Науку, которая непонятно будет работать или нет, за и счет страховщиков  «окэшиться»,   получив реальные деньги за непонятно чего  представляющий модуль и  спокойно закажет новый без «скелетов прошлых лет» . Опасения с одной стороны вздорные, но вспоминая другие истории  из российской жизни наши объяснения по ним для Запада , я вполне допускаю такие рассуждения в кулуарах и за закрытыми дверями у западных компаний.. А страховщики  они большие перестраховщики, сорри за каламбур..

В общем ситуация для РосКосмоса крайне непростая. Задирать премию выше??  Рассчитывая на жадность  страховщиков??  Но нынешние 14,7% по сравнению с 4% у Фалкона9 или Ариан-5 это и так почти грабеж..И скорее всего в бюджете Роскосмоса заложены именно они..

Итого, что имеем??  Вариантов немного, либо  ломать правила ЦБ и внутренние нормативы российских Страховщиков , мол мы Вас не бросим,  если что, но вряд ли они поверят, либо назначать сверху кого то типа приГазпромовского СОГАЗа, либо  отдельным Постановлением Правительства  принимать исключение для пуска Науки  и пускать ее без страховки..(благо пример для подражания есть НАСА и Пентагон  свои  ИСЗ не страхует). Либо ломать бюджет Роскосмоса и "задабривать" страховщиков..

Вот такая интересная ситуация у нас со стартом Протона с Наукой..Будем ждать...

страхование, Протон, авария, Роскосмос, космос, деньги

Previous post Next post
Up