Историческая рецензия на альбом группы «Мастер» «Мастер» (1988)

May 22, 2024 20:17


МАСТЕР
Мастер
© 1988 Мелодия С60 27607 004
4 + 5 tracks = 19'36" + 21'05"



Альбом группы «Мастер» «Мастер» на iTunes
Слушать альбом группы «Мастер» «Мастер» на Яндекс.музыке
Слушать альбом группы «Мастер» «Мастер» на YouTube

В эпоху перестройки выход каждой грампластинки отечественных исполнителей в стилистике хард-н-хэви являлся скандальным «по умолчанию», однако дебютный альбом будущих звёзд национальной трэш-металлической сцены, группы «Мастер», стал таковым и в силу своего содержания. Как известно, здесь присутствуют две пьесы авторства тогдашнего лидера группы, гитариста Андрея Большакова, ставшие хитами ещё в исполнении группы «Ария» с магнитоальбомом «С кем ты?» (1986) - «Воля и разум» и «Встань, страх преодолей!» (исходное название «Встань!»). Именно этот факт позволил журналистам газеты «Московский комсомолец» по прямому заказу менеджера «Арии» Виктора Векштейна (1939-1990) полоскать имя «Мастера» и обвинять музыкантов во всём, начиная от мнимого плагиата и заканчивая «скучным и неинтересным музыкальным материалом». Что ж, в те времена подобные неумные нападки лишь способствовали тиражным успехам грампластинки…

Окончательный раскол в рядах группы «Ария», случившийся в январе 1987 г., не мог не привести к уходу от своеобычного менеджера 2/3 группы - уже упоминавшегося Андрея Большакова, бас-гитариста Александра Грановского, барабанщика Игоря Молчанова и клавишника Кирилла Покровского (1965-2015). Популярность группы «Ария» и хэви-метала как «модного стиля» в целом позволили новорождённому «Мастеру» дебютировать с концертами уже в начале марта 1987 г., а в конце лета, с обретением постоянного вокалиста Михаила Серышева (экс-«Час пик»), музыканты приступают к записи своего дебютного альбома с уже хорошо обкатанным на выступлениях с иными фронтменами материалом.

Скандал с «песнями “Арии”» - сам по себе, но на деле альбом «Мастер» дал право на жизнь русскоязычному трэш-металу - субстилю, о котором до сих пор идут споры относительно его чисто фонетической уместности. Но если рассматривать альбом «Мастер» вне зарождавшейся здесь стилистики, то уместно оценить его как неожиданно приятную для слуха работу на стыке традиционного хэви-метала, мелодического спид-метала («Руки прочь» и «Кто кого?») и, собственно, трэш-метала («Берегись», «Щит и меч» и «Мастер»). Можно оценить этот альбом и как документ не столь уж редкой в те годы стилистической трансформации, условно выражаясь, «филармонического хэви-метала» в более актуальные субстили. Тем более обидно, что для грампластинки не были записаны два ранних концертных хита «Мастера» - “S.O.S.” и спид-металлический «Царь природы», оба с текстами популярнейшего автора Александра Елина. Да, качество продюсирования известного поклонникам магнитофонного «творчества» составов Ленинградского рок-клубе Виктора Глазкова (в стенах очень известной тем же людям московской мобильной студии “MCI”) было недостаточно радикальным по сравнению с очевидными зарубежными аналогами, но гордость тогдашних молодых слушателей за национальную хэви-сцену была сильнее.

Альбом «Мастер» поступил в продажу достаточно поздно - в самом начале декабря уже 1988 г., но высочайший статус группы, как и ещё реально существовавший интерес к хэви-металу, обеспечил его более чем приличный для субстиля тираж - прекрасный даже с точки зрения рынков Европы или США, и уж, тем более, для СССР: с заводов оказалось отгружено 538 900 копий LP. Как видится, немало способствовало успеху альбома не только его доступное музыкальное содержание, но и очень стильная и строгая обложка - ведь в те годы косая кожаная куртка всё ещё оставалась одним из главных фетишей рядового поклонника-«металлиста». На самом деле эта обложка до сих пор остаётся одной из лучших графических работ в истории отечественного хэви-метала, а собственно альбом стал не просто толковой работой, но и очень точным «моментальным снимком» времени его создания.

cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up