Историческая рецензия на альбом группы Rainbow “Bent Out Of Shape” (1983)

Mar 08, 2024 01:11


УДАЧНЫЙ ПОВОРОТ К ПОПУЛЯРНОМУ СТИЛЮ
RAINBOW
“Bent Out Of Shape”
© 1983 Polydor Records POLD 5116 / 815 305-1
5 + 5 tracks = 20'08" + 22'47"



Альбом группы Rainbow “Bent Out Of Shape” на iTunes
Слушать альбом группы Rainbow “Bent Out Of Shape” на Яндекс.музыке
Слушать альбом группы Rainbow “Bent Out Of Shape” на YouTube

При всём благоговейном отношении меломанов старшего поколения к фигуре британского гитариста Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) на территории всего бывшего СССР предпоследний студийный альбом его группы Rainbow “Bent Out Of Shape” (1983) даже до сих пор довольно-таки  кисло воспринимается немалым числом наших любителей классического хард-рока. Коль скоро 24 августа 2023 г. исполнилось 40 лет со дня издания этой работы, не грех вспомнить о том, как и почему “Bent Out Of Shape” оказался именно жемчужиной AOR’а, то есть «рока для взрослых».

Для наиболее упертых поклонников Ричи даже сейчас стилистическая эволюция Rainbow в пределах 1975-1981 гг. выгладит чем-то вроде овеществлённого святотатства: «и вдруг Ричи заиграл попсу!» Ну-с, вовсе не «вдруг»: при всём понятном успехе альбомов Rainbow в Европе и Японии, Америка так и не полюбила относительно новую на тот момент группу всей душой, и смены вокалистов и стилистики коллектива имели своей целью обрести большой успех за океаном. Вряд ли музыканту, некогда выходившему с Deep Purple на более чем 300-тысячную аудиторию фестиваля “California Jam” в апреле 1974 г., было приятно выступать по каким-то «кирпичным сараям в Гарлеме» (тур в поддержку альбома “Rainbow Rising”, 1976)… Впрочем, и в поздних турах состояние арен было далёким от распроданности - вспомните случайно невырезанные кадры со съёмками зала на концертном видео “Live Between The Eyes” (1982). Но тут уж вины музыканта, как и его группы, не совершенно - было бы глупо ещё раз указывать на разницу во вкусах американской и европейской рок-аудитории, тем более на грани 70-х и 80-х.

Вопрос, мучающий иных меломанов - «почему же “Bent Out Of Shape” получился даже более попсовым, нежели даже его предшественники, альбомы “Difficult To Cure” (1981) и “Straight Between The Eyes” (1982)» - имеет чёткий ответ. Вот он: потому что Ричи и задумал его как некую «работу над ошибками», якобы допущенными им при работе как раз над двумя предыдущими LP. Но нельзя сказать, что Творец был совсем уж неправ - с точки зрения именно новой стилистической чистоты на этих альбомах действительно имелись воистину выпадающие из контекста песенных программ номера (да хотя бы “No Release” и “Eyes Of Fire”). Ричи же желалось альбома не то что с отдельными убийственными радиохитами, но на 100% пригодного для проигрывания даже в дневных эфирах заокеанских FM-радиостанций.

И тут надо вспомнить, кого сам Ричи Блэкмор видел своим новейшим образцом бля подражания. Отечественному меломану в это трудно, даже почти невозможно поверить, этим образцом стала англо-американская группа Foreigner, ставшая прямо в 1977 г., с выходом своего дебютного безымянного альбома подлинным коммерческим монстром в смысле и продаж LP, и концертной работы. Собственно, ради определения стилистики Foreigner (а также американской группы Journey) и была придумана новая расшифровка не сильно ходовой аббревиатуры “AOR” как “Adilt Oriented Rock” - именно «рок для взрослых», то есть для слушателей однозначно старше 21 года.

Суда по интервью начала 80-х, Ричи обратил самое пристальное внимание на Foreigner после выхода в свет их третьего, в меру жёсткого и помпезного по звучанию LP “Head Games” (1979), а издание их альбома-мегаселлера “4” (1981) и вовсе превратило рок-ветерана в преданного поклонника новых звёзд. Это для России имя группы Foreigner, к сожалению, не значило и не значит ничего - но, как видите, даже сам м-р Блэкмор решил, что перед ним «модель этого года» - простите, десятилетия! - и задумал освоить и модное звучание, и простые, доступные любому слушателю песенные структуры. Отметим, что Ричи не был одинок - в начале 80-х за музыкальной модой следили все рок-ветераны, чему свидетельством хотя бы первая пара альбомов аналогично непопулярной в России супергруппы Asia (1982 и 1983).

Путь к новейшим блискучим вершинам не обошёлся без потерь в составе: хотя материал будущего “Bent Out Of Shape” (отличное название в свете будущих перемен!) начинал репетироваться ещё с барабанщиком Бобби Рондинелли (Bobby Rondinelli) в составе, но Блэкмор вскоре заявил, что «для новых песен не нужен клон Кози Пауэлла (Cozy Powell, 1947-1998) - нам необходим музыкант, играющий как Ян Пэйс! (Ian Paice)». В результате в составе Rainbow оказался 30-летний Чак Бёрджи (Chuck Burgi), наилучшим образом зарекомендовавший себя в интернациональном фьюжн-составе Brand X и нью-йоркской хард-роковой / AOR-группе Balance. Сам Ричи говорил, что материал нового альбома стал «развитием идей, заложенных в нашем хит-сингле “Stone Cold” (1982)» - дейсивительно, этот сингл стал единственной работой Rainbow, попавшей в американский сингловый чарт Billboard Hot 40, правда именно на 40 место.

“Bent Out Of Shape” был записан за семь недель летом 1983 г. в уже знакомой музыкантам копенгагенской студии “Sweet Silence Studio” (там же записывался “Difficult To Cure”) и опять в компании прославившегося впоследствии работой с группами Metallica и Pretty Maids звукорежиссёра Флемминга Расмуссена (Flemming Rasmussen). Сводил же альбом канадец Ник Благона (Nick Blagona) - ранее он работал как «креативный звукорежиссёр» над “Straight Between The Eyes”.

Необычно долгая по меркам группы студийная работа была отлично воспринята профессионалами - автор британского журнала “KERRANG!” Говард Джонсон (Howard Johnson) в рецензии в №51 издания от 22 сентября назвал “Bent Out Of Shape” «самым монолитным по материалу альбомом Rainbow», а номера “Desperate Heart” и “Street Of Dreams” - «двумя из лучших песен этого года». В первом легко и безоговорочно можно согласиться с экспертом - на сей раз Ричи даже не пошёл на эксперименты с вокальными балладами, оба подобных номера здесь инструменальные - авторская “Anybody There?” и “Snowman” Говарда Блэйка (Howard Blake). Первая из них была даже номинирована в 1984 г. на награду “Grammy Award” в категории “Best Rock Instrumental Performance”, но лавров не снискала.

За пределами Великобритании и даже частично в границах родины Ричи рок-пресса отнеслась к альбому скорее снисходительно, с оценками вроде: «…это на та группа Rainbow, к которой мы привыкли - альбом чрезвычайно схож с последними работами составов Bad Company и Foreigner, к которым м-р Блэкмор уже в течение нескольких лет не скрывал своего положительного отношения». И не нужно быть сверхпрофессионалом, чтобы понять, что при создании последнего на 12 лет вперёд альбома Rainbow внимательно прислушивался к альбому “4” Foreigner: даже открывающие его номера “Stranded” и “Can’t Let You Go” имеют немалое сходство с соответствующей хитовой связкой Foreigner, а именно “Night Life” и “Juke Box Hero”. И дальше структуры альбомов схожи - главный хит у Rainbow, “Street Of Dreams” располагается на второй стороне, только не первым, а вторым треком.

В год выхода альбома нам из СССР было многое не видно, но коммерческий успех “Bent Out Of Shape” был ощутим: 11 место в национальном чарте Великобритании и 34 (попал-таки в Top-40!) - в альбомном чарте Billboard Top-200. Плюс пять синглов (обычных и 12") - два варианта “Street Of Dreams” и три “Can’t Let You Go”, и недешёвые видеоклипы к этим же номерам. Первый из них, как и оформление обложки, был спродюсирован лондонским художественным объединением Hipgnosis, став, таким образом, одним из его исторически последних работ. Очень и очень неплохо для альбома, сознательно создававшегося как «наш ответ на модный звук» - вот что значит рука и навыки мастеров!

Остаётся только гадать, каким мог бы оказаться следующий альбом Rainbow, однако в мае 1984 г. Ричи Блэкмор и его давний коллега, бас-гитарист Роджер Гловер (Roger Glover) приняли предложение своего старого менеджмента Thames Thalent о возрождении группы Deep Purple, как тогда планировалось - только на запись одного альбома и последующий мировой тур. Однако даже в паре номеров реюнион-альбома Deep Purple Mk.II “Perfect Strangers” (1984) - “Mean Streak” и “A Gypsy’s Kiss” - отчётливо слышны те AOR-интонации, на которые был так богат “Bent Out Of Shape”.

В заключение - мнение о работе самого её создателя. В начале 2000-х в интервью британскому журналу “Classic Rock” Ричи Блэкмор заявил прямо: «В наибольшей степени я приблизился к своему идеалу в рок-музыке на альбоме Rainbow “Bent Out Of Shape”». Наверное, этого достаточно.

Альбом группы Rainbow “Bent Out Of Shape” на YouTube

image Click to view

cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up