THE MICHAEL SCHENKER GROUP
Assault Attack
© 1982 Chrysalis Records CHR 1393
4 + 4 tracks = 20'06" + 20'01"
Альбом группы The Michael Schenker Group “Assault Attack” на iTunesСлушать альбом группы The Michael Schenker Group “Assault Attack” на Яндекс.музыкеСлушать альбом группы The Michael Schenker Group “Assault Attack” на YouTube Альбом, обретший гигантскую популярность на не самых главных мировых рок-рынках, и при этом оказавшийся совершенно забытым на родине музыкантов - не такое уж нераспространённый артефакт. Да и кто из меломанов не слышал о феномене “big in Japan”? Но ладно бы - забытый альбом, а как быть с альбомом оболганным, несмотря на его вполне приличный коммерческий успех на момент выхода в свет? А ведь это именно то, что случилось с третьим студийным LP группы The Michael Schenker Group “Assault Attack”, оказавшимся по своему изданию 8 октября 1982 г. на 19 месте в британском альбомном чарте, но в последующие годы заслужившим от вроде бы разумно мыслящих британских рок-экспертов едва ли не звание «позорища» при всех своих завидных статях. И только две страны мира - Япония (девятое место в общенациональном чарте!) и тогда ещё СССР оценили “Assault Attack” должным образом. Ничего удивительного в этом нет: прекрасные мелодии, вокалист мирового уровня, безупречное продюсирование не нуждающегося лишний раз в представлении эксперта Мартина Бёрча (Martin Birch, 1948-2020), запоминающееся и агрессивное оформление обложки…
А ведь “Assault Attack” планировался музыкантами группе и её менеджментом как альбом, который должен был принести The Michael Schenker Group статус настоящих рок-звёзд мирового уровня. Вспомним, что концертник “One Night At Budokan” (1981), поначалу даже не издававшийся в Великобритании, настолько хорошо продавался там по импорту, что был переиздан головным отделением Chrysalis Records и оказался на пятом (!) месте национального чарта - да, двойной и концертный альбом. Впору было думать, что покорение мира - буквально за следующим поворотом. Поворот, кстати, был совершенно грамотным: по возвращении из Японии в начале осени 1981 г. барабанщик Кози Пауэлл (Cozy Powell, 1947-1998) и менеджер группы Питер Менш (Peter Mensch) подняли вопрос о замене фронтмена Гэри Бардена (Gary Barden) на более профессионального вокалиста. Законное требование - однако Кози и Питер хотели невозможного: заполучить в состав Дэвида Ковердэйла (David Coverdale), у которого с собственной группой Whitesnake и так дела на родине и в континентальной Европе шли прекрасно. Сам же гитарист Майкл Шенкер в кои-то веки проявил себя реалистом, и пригласил в группу вполне себе звёздного персонажа Грэма Боннета (Graham Bonnet, экс-Rainbow и The Marbles), бывшего несколько не у дел после европейского провала (и японского успеха) своего сольного альбома “Line Up” (1981). К сожалению, в этот же момент из The Michael Schenker Group уходят Кози и клавишник и ритм-гитарист Пол Рэймонд (Paul Raymond, экс-UFO, Chicken Shack и Plastic Penny, 1945-2019). Новым барабанщиком становится Тед МакКенна из The Sensational Alex Harvey Band - его пригласил в группу бас-гитарист Крис Глен (Chris Glen), в 70-е игравший с Тедом в этом театрализованном составе.
Присутствие Мартина Бёрча за продюсерским пультом говорило само за себя - музыканты поставили задачу записать предельно коммерческий хард-роковый альбом по аранжировочной и звуковой модели начала 80-х, и с этой задачей справились на все 200%, если не больше. Что уж греха таить, первые два альбома The Michael Schenker Group (безымянный дебют, 1980, и “MSG”, 1981) за пределами Британии радовали далеко не всех - вокал Гэри Бардена сильно не соответствовал и тембрально, и по профессиональному уровню, музыкальному материалу. Но на “Assault Attack” ошибок не было: семь из восьми треков LP-издания, включая финальный не очень яркий, зато бойкий инструментал “Ulcer” - это воистину вечная рок-классика. За пределами этого списка остается только номер “Broken Promises”, явно задуманный музыкантами как продолжение великолепного хэви-блюза “Rock You To The Ground”с первой стороны альбома, но несколько потерявший от чрезмерной вокальной истерики Грэма. Надежды были высоки - 27 августа был издан пилотный сингл “Dancer” (би-сайд - “Girl From Uptown”): самый коммерчески звучащий номер альбома был дополнен треком, напоминающем о творчестве группы Rainbow 1981-1983 гг. А в 2000 г. “Girl From Uptown” стала бонус-треком ремастированного CD-переиздания альбома.
Казалось, все козыри были у The Michael Schenker Group на руках, но разрушителями собственного явно грядущего успеха выступили… сами музыканты. Уже было известно, что 29 августа группа должна была закрывать последний день рок-фестиваля в Ридинге, и примерно за неделю до того The Michael Schenker Group должны были отыграть ради собственного разогрева концерт в Ньюкасле. Увы, этот концерт оказался первым и последним выступлением Грэма Боннета с группой - хорошо набравшийся вокалист объявился на сцене с расстегнутой ширинкой и в сильно не лучшей вокальной форме. По ходу выступления неадекватный Грэм неоднократно высказывался не лучшим образом в адрес Майкла Шенкера, а под конец вытащил из-за усилителей гитарного техника Майкла и объявил: «Вот кто настоящий гитарист группы!» Нечего и говорить, что Грэм оказался уволен сразу после концерта, а «новым старым» фронтменом вновь стал Гэри Барден - его второй дебют на сцене в Ридинге можно услышать на CD “BBC Radio One Live In Concert” (1993), вошедшим затем в бокс-сет “Walk The Stage: The Official Bootleg Box Set” (2009).
Ситуация сложилась идиотская: у группы с одним вокалистом выходит альбом с другим, лучшим вокалистом - но уже уволенном из группы! Вот эта проекция записанного и изданного альбома группы на текущий момент и сыграла роковую роль в судьбе “Assault Attack”: британская пресса сделала Грэма мальчиком для битья, а сам альбом - неким материальным козлом отпущения. Отсюда - и относительно скромный успех в национальном чарте, и тянущаяся до сих пор дурная репутация этой работы у британских рок-экспертов. Да, триумф обернулся трагедией, но далеко не везде: японцев подобная желтизна обстоятельств вообще не волновала, и то же можно было сказать о советских меломанах, до которых актуальные рок-новости в ту эпоху доходили хорошо если через полгода. “Assault Attack” сразу же получил в СССР статус «хард-рокового альбома года» или чего-то подобного, и на чёрном рынке был представлен просто отлично. Говоря здраво, “Assault Attack” так и остался абсолютно лучшим альбомом любых групп и проектов Майкла Шенкера за все 40 с лишним лет его сольной карьеры в грамзаписи - если англичане считают по-другому по совершенно немузыкальным причинам, то это их дело. Достаточно сказать, что следующий альбом The Michael Schenker Group “Built To Destroy” (1983), пусть и чётко ориентированный на американский рынок, звучал по сравнению со своим предшественником какой-то (само)пародией. Да, выше “Assault Attack” «безумный Майкл» и его музыканты никогда более не поднялись, и мы будем считать так и только так. А что до Великобритании - то она… далеко.
Альбом группы The Michael Schenker Group “Assault Attack” на YouTube
Click to view