Памяти русского гитариста. Вадим Голутвин, 1953-2022

Jul 19, 2022 14:21


Памяти русского гитариста. Вадим Голутвин, 1953-2022
Отечественная музыкальная сцена понесла невосполнимую потерю: в ночь на 16 июля скончался гитарист Вадим Голутвин, на протяжении 40 с лишним лет сотрудничавший с композитором и певцом Юрием Антоновым и такими ансамблями и рок-группами, как «Веселые ребята», «Аракс», «Группа Ованеса Мелик-Пашаева» и «СВ». Вадим оказался тем музыкантом, кто как исполнитель и аранжировщик смог превратить музыку иностранного происхождения, которую у нас до сих пор величают «современными ритмами», в материал, ставший совершенно родным для русского уха. К сожалению, эти достижения Вадима Голутвина были правильно оценены и поняты исключительно в узких профессиональных кругах.


Партии гитары, исполненные и записанные Вадимом Голутвиным, известны, без преувеличения, миллионам граждан России и ближнего зарубежья. Но имя музыканта не то что ничего не скажет слушателям - оно неизвестно им вообще. А напрасно - именно аранжировки тогдашней рок-группы московского Театра им. Ленинского комсомола «Аракс» и лично Вадима обратили два памятных многим и многим пластинки-миньона Юрия Антонова 1979 года в настоящее явление отечественной музыкальной культуры. Что еще важнее - эти в сумме семь песен однозначно указали то направление, в котором просто обязана была развиваться русскоязычная рок-музыка (нет, ни в коем случае не пресловутый «русский рок»). Продемонстрированный в этих номерах синтез современного гитарного звукоизвлечения и совершенно русских по сути мелодий и гармоний и мог бы стать столбовой дорогой для всей русскоязычной рок-музыки, да что там - для всей рок-музыки, созданной и записанной на территории России.

Это на самом деле гениальное решение, казалось бы, мало коррелировало с тогдашней любительской и профессиональной карьерой Вадима Голутвина. Поклонник The Beatles с юных лет, Вадим тем не менее всегда тяготел к камерности звучания, но время для подобной музыки в 1970-е на нашей сцене просто не пришло. Величайшей же школой профессионализма для музыканта стала работа в вокально-инструментальном ансамбле «Веселые ребята» (1975-1977), где Вадим дебютировал ещё и как аранажировщик. «Веселые ребята» в те годы были одним из самых востребованных поп-коллективов страны с огромной концертной практикой, и в составе ансамбля работали, без преувеличения, лучшие вокалисты и инструменталисты нашей сцены. Концертная и студийная практика с этим составом помогла Вадиму не только осознать чаяния публики, но и понимание того, какой звук и какие инструментальные ходы хочет услышать массовый слушатель. Основу популярного репертуара «Веселых ребят» составляли именно песни официальных советских композиторов, а музыканты коллектива были молодыми и, как бы сейчас выразились, продвинутыми людьми с современными вкусами - и им хотелось, чтобы их репертуар звучал современно. Так что вряд ли можно считать случайностью переход профессионально уже известного гитариста в феврале 1978 года в «Ленком» - точнее, в рок-группу «Аракс», выступавшую не только на сцене театра и бывшую в те годы одним из лучших и известнейших «нерекомендованных» музыкальных составов Москвы.

Тайной звездой современной гитары Вадим Голутвин окончательно стал летом 1979 года, когда фирма «Мелодия» выпустила две пластинки-миньона с одинаковыми названиями «Юрий Антонов и группа “Аракс”». С того момента нашу жизнь просто невозможно представить без таких песен, как «Золотая лестница», «Зеркало», «Я вспоминаю», «Не забывай»… Надо признаться, что ни автор-исполнитель песен, ни его аккомпанирующий состав не ожидали выдающегося, в том числе коммерческого успеха своих работ. Музыкантская легенда гласит, что Юрий Антонов просто хотел записать свои новые песни с актуальным на текущий момент звучанием, и выбрал для этого «Аракс». Группа аранжировала и исполнила песни Юрия так, что отдельные ходы в этих аранжировках вызывают удивление и оторопь даже сейчас, а все семь изданных песен оказались с той поры, без преувеличения, составной частью музыкально-генетического кода каждого жителя нашей страны. Даже 40 с лишним лет спустя они не слушаются никаким «нафталином» - и в этом величайшая заслуга Вадима Голутвина. Юрий Антонов в полной мере оценил таланты музыканта - его сотрудничество с Вадимом продолжилось и в следующем десятилетии, уже без группы «Аракс».



Триумф состоялся - тираж каждой из пластинок-миньонов по официальным данным превысил 4 млн экземпляров, и, казалось, что союз Юрий Антонова и «Аракса» готов к уже совершенно фантастическим свершениям. Увы, дальнейшее стало величайшей катастрофой в истории отечественной национально ориентированной рок-музыки. Уже записанный - и великолепной записанный - альбом «Колокол тревоги» (даже анонсированный к выходу не где-нибудь, а в отдельной публикации «Комсомольской правды»), был запрещён к выходу худсоветом фирмы «Мелодия» - то ли из-за якобы «сомнительных» текстов, то ли из-за обилия там песен Антонова (семь номеров из 12 или 13). Сейчас уже забылось, что «Колокол тревоги» стал исторически первой записью, широко распространявшийся из рук в руки в формате «магнитоальбома» на просторах СССР. Остаётся только гадать, каково было бы отношение широких масс к дурному феномену «русского рока» 1980-х, если бы «Колокол тревоги» увидел свет, как то планировалось, весной-летом 1981 года. Увы, история не знает сослагательного наклонения, а подлинно национальная песенная программа «Колокола тревоги» даже сейчас удивляет качеством материала и записи. Именно здесь родилась рок-музыка с подлинно русским звучанием, и где бы этот звук был без выверенных партий гитар Вадима Голутвина?


К сожалению, в начале 1982 года и сам «Аракс» был разогнан функционерами от культуры, но таланты гитариста такого уровня не могли не быть востребованными. Аранжировщик в студии Максима Дунаевского, гитарист «Группы Ованеса Мелик-Пашаева», студийный музыкант - эти ипостаси Вадима 1980-х закономерным образом привели к созданию на основе «Группы Ованеса Мелик-Пашаева» настоящей супергруппы «СВ», подобно «Араксу» также отличавшейся подлинно национальным звучанием. Принято рассматривать «СВ» как один из составов Алексея Романова («Воскресенье»), но на деле это был союз мощнейших инструменталистов с новым музыкальным материалом, сверхмощным и мелодичным. О концертах «СВ», как и «Аракса» в своё время, до сих пор слагаются легенды…

С начала-середины 1990-х Вадим Голутвин был студийным музыкантом и аккомпаниатором ряда наших звёзд, а в 2002 году последовало и возрождение «Аракса», оказавшееся, увы, малозамеченным. Прекрасно понимая все свои заслуги перед национальной рок-сценой, Вадим, тем не менее, не стремился к славе - ведь на основе своего колоссального опыта музыкант прекрасно знал, что тонкости его манеры исполнения не очень-то доступны не то что широкому слушателю, но и ряду коллег по профессии. В XXI веке гитарист удалился в собственную студию близ озера Селигер и занимался спокойной и вдумчивой работой над саундтреками к фильмам и тихими сольными программами, из которых наибольшее внимание заслуживает инструментальный альбом «Сувенир» (2013). Там автор выводил такую нерусскую по месту рождения музыку как поп-джаз, латино и нью-эйдж из мелодической традиции русского романса.

«Профессионально и неотразимо» - так, наверное, можно подвести итог долгой музыкальной и жизненной карьеры Вадима Голутвина. Пусть музыканта больше нет с нами, звук его гитары останется со слушателями на долгие десятилетия - жаль только, что его имя так и будет неизвестно многим и многим. Прощай, Музыкант.

rip, музыка

Previous post Next post
Up