Ударим по ольхонскому бездорожью, а заодно - и по священным Орлам!

May 19, 2019 15:06

Посмотрел свежий видеосюжет областного ТВ о строительстве новой дороги на острове Ольхон. Как  и предполагал, события развиваются по наихудшему - для природы - сценарию. Новая двух-полосная дорога прокладывается не на месте старой, даже не вдоль нее, а далеко в стороне - ближе к центру острова. Смотрите сюжет (с 1 мин.40 сек.).

image Click to view


Все, кто там бывал, знают: старая дорога особо не нуждалась в спрямлении. Но дорожники таковую операцию намерены проделать.  Для автомобилистов  особого смысла в этом нет, но  для строителей  финансовый интерес явно присутствует.
Итак,  в полосе по центру острова будут уничтожены десятки (или больше?) гектаров реликтовых степей.  «Заповедное Прибайкалье» что-то там сейчас «согласует», исходя из наличия на новой трассе редких видов растений. Вероятно, получит некие суммы якобы на «восстановление» уничтоженных степных местообитаний. Что лишено всякого прирородоохранного смысла и является лишь завуалированной формой «взятки» для администрации ООПТ. Старое шоссе и сеть параллельно накатанных по степи дорог  никуда не исчезнут. По ним туристы продолжат ездить к берегам малого Моря.
Про редкие растения вспомнили, а почему про ущерб фауне молчат? Это ведь местообитания узорчатого полоза - неядовитой краснокнижной змеи, реликта прежних эпох.  Змеи летом особенно часто гибнут на дорогах. Еще раз посмотрите на карту новой дороги. От деревни Елга до поселка Хужир она будет проходить вблизи лесных опушек.  Которые в недавнем прошлом заселял орел-могильник (или императорский орел) -  не только краснокнижный, но еще и с древности почитаемый как священный. Природный прообраз Белоголового Орла  ольхонских легенд и шаманских обрядов.  Еще лет 50 назад его численность  здесь, на Ольхоне, была одной из самых высоких  в Северной Азии. В 1982-1983 гг. я нашел на этом участке (длиной примерно 12 км) 2 жилых гнездовых участка, на каждом из которых было по 3-4 гнездовых постройки (обычно используются попеременно).



Одно из жилых, гнезд, расположенных на описываемом участке. 1983 г.
Но судя по огромному количеству старых гнезд (в среднем  1 на каждые  1-1,5 км опушки) в середине 20 века на этом участке обитало не менее 4 пар.  Императорский орел престал гнездиться на острове еще в самом начале 2000-х,  до начала массового туризма. Причина - неблагополучие его зимовок (находятся в юго-восточной Азии).  Я начал вести наблюдения за «императором» еще в конце 1970-х. И десятилетиями фиксировал непрекращающееся падение его численности. И только учеты 2018 показали рост. Популяция, населяющая лесостепь Иркутской области, вернулась к уровню 2007 г.  (15 пар). Минимум был в 2012 г. (12 пар).


Причина - в Китае наконец-то началась борьба с браконьерством.  Появился шанс возвращения Белоголового Орла на  Ольхон. Но наличие двухполосного шоссе  вдоль опушек таковую вероятность для данного  района перечеркивает.Точнее - связанный с ней "фактор беспокойства", особо значимый для таких острожных птиц, как орлы.  Ранее остров насели очень доверчивые к человеку "императоры", но они вымерли.  Орёл-могильник гнездится, как правило, на опушках (на Байкале особенно строго придерживался этой привычки).
Нынешние руководители «Заповедного Прибайкалья» подобными «мелочами» не интересуются.  Я этому уже и не удивляюсь, прочитав, к примеру, опус сотрудника этой ООПТ под названием « Орлы острова Ольхон».
Мало этой новой трассы, с её ущербом для всего живого, так еще и асфальтовый завод намереваются воткнуть на острове! Под разговоры про острые нужды местного населения и туристов - «пилят»  деньги и гробят уникальный уголок природы!

орёл-могильник, охрана дикой природы, Ольхон, Байкал, Прибайкальский национальный парк

Previous post Next post
Up