Лесам Байкала грозит уничтожение!

Aug 29, 2017 18:31


28 августа была опубликована важная новость: «Минприроды направило в правительство РФ законопроект о поправках в ФЗ «Об охране озера Байкал». Документ разрешает сплошные санитарные рубки горелого леса в центральной экологической зоне Байкала».

Лесозаготовители могут пить шампанское! Их лоббисты давно проталкивали этот «документ». Еще 14 апреля 2016 г. Межфракционная депутатская группа Государственной Думы "Байкал" направила Президенту РФ письмо я о необходимости "принятия экстренных мер по устранению последствий стихийных пожаров, произошедших на территории субъектов Байкальского региона в 2015 г.". Главная "экстренная мера" - разрешение проведения в границах водоохранной зоны озера Байкал сплошных санитарных рубок. Утверждалось, что минимальные площади, на которых в 2016 г. необходимо проводить работы по лесовосстановлению составляют около 200 тыс. гектаров.



Космоснимок от 24.08.2015


Региональные руководители также озвучивали эту просьбу. Глава Бурятии Вячеслав Ноговицын заявлял (11 января 2017 г.), что за последние 2 года в огне погибло более 1 млн га лесов Бурятии и просил «внести изменения в статью 11 ФЗ «Об охране озера Байкал», в части возможности проведения сплошных санитарных рубок сгоревших лесов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории». И вот ближе к концу нынешнего Года Экологии (ужасного природы всей РФ, но для Байкала - в особенности) эта инициатива фактически реализована.
В том, что законопроект без проблем будет принят ГД, сомневаться не приходится. Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД Николай Николаев уже заявил, что такие рубки «помогут сохранить леса от пожаров, которые ежегодно наносят серьезный ущерб прибайкальским регионам: Иркутской области, Республике Бурятия».

По мнению члена совета по аграрной политике и природопользованию при Совете Федерации Владислава Жукова: «Сгоревшие леса сами восстанавливаются слишком долго. Но без них на местном специфическом рельефе возникает опасность деградации ландшафта за счет эрозии почвы. Это может повлиять на всю экосистему Байкала. Нужно освобождать лес от золы и горелой древесины, рекультивировать почву, проводить принудительное озеленение, что и предусмотрено законопроектом».

Интересно, а каким способом леса будут «освобождать от золы»? Похоже, сенатору из столь важного
Совета не известно, что зола всегда считалась удобрением и для поля, и для леса. Основой плодородия при подсечно-огневом земледелии. «Принудительное озеленение» - термин новый, и, несомненно, злободневный. Разнообразные формы принуждения становятся у нас излюбленным инструментом воздействия власти на общество. Теперь этот подход распространяют и на дикую природу. Правда, ещё основоположники отечественного лесоводства подчеркивали высокую эффективность естественного (т.е. «добровольного», согласно лексике сенатора) лесовосстановления в Восточной Сибири. Но сенатору, разумеется, виднее.

Вот только эксперты ОНФ проявляет в данном вопросе определенную «строптивость».



Байкал, осень 2015 г. Фото Сергея Шабурова

Заявляют: «Самым слабым звеном они называют лесопатологов, которые не несут никакого наказания за выдачу ложных заключений о состоянии леса. В таких условиях разрешение на сплошные рубки само по себе может стимулировать пожары. В качестве доказательства эксперты приводят пример Иркутского района Иркутской области, где в 2015 году был введен мораторий на сплошные рубки. - На протяжении длительного времени мы фиксировали в Иркутском районереализацию преступной схемы по отчуждению древесины, - рассказал координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов. - Некие лица, аффилированные с органами власти, устраивали верховые и низовые пожары, затем получали деньги на санитарно-оздоровительные мероприятия, вырубали древесину как неликвидную и продавали ее. Заключение о неликвидности древесины делали лесопатологи».

"По мнению специалистов, прежде чем разрешать санитарные рубки, нужно обеспечить неотвратимость наказания для лесопатологов: установить уголовную ответственность, прописать процедуру отстранения от должности на несколько лет, создать институт, который лицензировал бы эту деятельность».



Но пока эти «механизмы» будут отлаживаться, все леса вокруг Байкала окажутся пройденными пожарами и на «законных основаниях» подвергнуты сплошным рубкам.

Мнение Алексея Ярошенко, руководителя лесного отдела Гринпис России: «Санитарные рубки в теории и санитарные рубки на практике - это два принципиально разных вида деятельности. В теории санрубки предназначены или для ликвидации очагов вредных организмов, предотвращения их дальнейшего распространения, или ликвидации последствий повреждения лесов этими организмами. На практике санрубки представляют собой лишь способ обхождения разнообразных запретов и ограничений, и лечат лес от единственного "недуга" - большого запаса хозяйственно ценной древесины. По мере истощения эксплуатационных лесов в результате отсутствия правильно организованного лесного хозяйства и колоссальных потерь от пожаров, вредителей, болезней и воровства эта роль санитарных рубок лишь усиливается».

Для Байкальской котловины эти рубки представляют ещё и большую опасность, как источник эрозии. Таков уж тут рельеф. Кроме того, возникшая в результате этой деятельности сеть дорог станет «пылесосной трубкой», по которой моторизованные собиратели «даров природы» будут выкачивать из пока «неосвоенных» ими районов все, что там есть ценного. От черемши - до диких копытных и боровой дичи. Воспользуются ими и многочисленные ныне любители езды по тайге на квадроциклах и джипах. В результате пребывания в тайге лесорубов, «собирателей даров природы» и «покатушников», новые пожары будут возникать все чаще и чаще. Благодаря им, а также намеренным поджогам со стороны лесозаготовителей, на Байкале разразится беспрецедентная пожарная катастрофа.



Байкал, осень 2015 г. Фото Сергея Шабурова

Истинная подоплека происходящего вполне очевидна. Иркутская область - главная «лесосека» страны. Она одна «выдает» чуть ли не 70% (!) всей древесины, экспортируемой из РФ в Китай.

Кстати, на днях китайские импортеры российской древесины объединились в союз. Ожидаемый результат - «рост интенсивности лесопользования в тех субъектах РФ, лесной сектор которых ориентируется в первую очередь на Китай».



Источник фото

Но около 20 лет «таежного грабежа» со стороны как «черных», так и «белых» лесорубов, плюс пожары, превратившие в гарь миллионы га тайги - все это повсеместно истощило «лесосырьевую базу» в южной (доступной и заселенной) половине Иркутской области. Лесорубы теперь вынуждены «осваивать» север. Издержки резко возрастают, да и качество северной древесины похуже. А в огромной Байкальской котловине без пользы для «экспортеров и импортеров древесины» «пропадают» сотни тысяч га тайги!

Пришло время «освоить» и их.
Читать подробнее на сайте Активатика

лесные пожары, лесозаготовки, Байкал

Previous post Next post
Up