О филине бедном замолвите слово...

Apr 16, 2014 17:36


Продолжая тему, расскажу о ситуации с птицей, особенно сильно страдающей от беспокойства человеком. К этому меня подтолкнул  свежий пост Евгения Полонского

http://e-polonskiy.livejournal.com/288221.html

В его блоге множество фото, которыми я искренне восхищаюсь. Но данный пост вызвал тревогу, т.к. объект съемки был подвергнут большому риску. Вспугивать филина во время насиживание очень опасно: кладка может быть брошена, стать жертвой врановых, погибнуть от охлаждения.
Этот кадр гнезда филина был сделан 22 марта.



<
;
Судя по погоде (видео - http://e-polonskiy.livejournal.com/285849.html) опасность переохлаждения была реальна. К счастью - обошлось. Но филин вновь был побеспокоен уже 7 апреля.



Пуховичкам на снимке несколько дней. Еще один опасный удар «по нервам» взрослых сов, огромный риск для крохотных птенцов. Они столь же беззащитны и уязвимы, как и яйца. Велика вероятность, что в следующее посещение гнездо окажется пустым.

Пост много комментировали, в том числе орнитологи. Но вопрос «этичности» не поднимали. Естественно желание не обидеть уважаемого автора блога. Я тоже этого не хочу. Моя цель - объяснить всем искренним любителям природы, почему нельзя беспокоить гнезда птиц в период насиживания и вылупления. Особенно - пернатых хищников.

Про то, что филин бросает свою кладку даже после однократного вспугивания человеком, писали еще наши первые писатели-натуралисты, если память не изменяет, Соколов-Микитов. В научной литературе таких фактов немало.Для Западной Европы (Mikkola, 1983) есть сообщения о том, что при посещении гнезда человеком  самка иногда переносит птенцов на новое место.

Часто эта сова заселяет одни и те же пещерки многие поколения. В некоторых из них археологи докапывались до слоев пищевых остатков, датируемых ледниковым периодом. Вид проявляет исключительную привязанность к своим традиционным  гнездовьям. Но обязательное условие такой долговечности - отсутствие беспокойства человеком.

Расскажу о ситуации в Предбайкалье. В 1981- 1982 гг., проводя наблюдения за хищными птицами на Тангутском стационаре (лесостепное левобережье Братского водохранилища), я лишь пару раз встречал филина. Но в 1983 г. нашел гнездо, которое оказалось менее чем в километре от кошары, где проживал. Осмотрев подобные гнездовые биотопы, быстро обнаружил еще 2 жилых гнезда. Скрытность - черта поведения, помогающая филину выжить. В 1983 я посещал гнезда летом (и в последующие годы старался придерживаться этого правила), пары удавалось серьезно не побеспокоить. Две из них достоверно гнездились в 1988 и 1998 гг.



До недавнего времени предбайкальских филинов можно было считать сравнительно доверчивыми. Несколько найденных гнезд находились в 1,5-2 км от бурятских деревень. Птицам это не вредило. На одном из гнездовых обрывов даже издавна оставлялись подношения (мелкие монетки) для «Эжина». Так называют духов, оказывающих покровительство той или иной местности. Следует пояснить, что в дореволюционный период буддизм почти не затронул местных бурят, здесь сохранились древние шаманские верования. Крупнейший исследователь бурятского фольклора М.Н. Хангалов в конце 19 века во время этнографических экспедиций по Предбайкалью   записал предание о том, что филин был невестою царя птиц (т.е. орла). Поэтому люди с почтением относились к этой сове. На одном из встреченных на наших полевых маршрутах «сэргэ» («шаманская коновязь») имелось вот такое легко опознаваемое изображение.




Филин - один из самых уязвимых пернатых хищников, как со стороны природных, так и антропогенных факторов. Его гнезда нередко разоряют четвероногие хищники, губят они и плохо летающих слетков. При недостатке корма нередок гнездовой каннибализм. Но в последние годы особенно большой ущерб наносит беспокойство. Речь о людях, не считающих эту птицу священной, а таких сейчас абсолютное большинство. Летом 2012 г., работая над проектом о влиянии пожаров на дикую природу (его результаты описаны здесь - http://irk-pal.ru/vyshla-broshyura-predbajkalskaya-lesostep-v-kolce-ognya-po-itogam-nashego-proekta/), я посетил гнезда филина, найденные в предыдущие годы. Из 14 осмотренных гнездовых участков вид присутствовал лишь на 3-х. На 11 не было даже следов пребывания. Новые гнездовые территории не обнаружены. Это был год пика численности мышевидных грызунов (предыдущий пик - в 2005). Но слетки не отмечены даже на еще заселенных участках. Ряд гнездовых территорий (включая и 2 «еще живые») располагался на обрывах близи побережья водохранилища. За последние 10-15 лет рекреационная нагрузка здесь резко возросла. Наверняка это и сказалось на филине.

Здесь, на заливе Братского водохранилища, гнездился



Старая гнездовая ниша



Полет над Братским морем


В южной части байкальского пролива Малое Море оставалось последнее жилое гнездо филина. Располагалось оно на единственном еще не застроенном турбазами участка залива Мухор, очень популярного у отдыхающих. В 2009 г. филины здесь достоверно гнездились, среди остатков их добычи обнаружен даже полевой лунь.

Фото 2009 г.



Однако в 2012 г. гнездовой участок пустовал. Слишком уж здесь красиво. Отдыхающие, заполнившее побережье, судя по появившейся тропе, добрались и сюда.




Но именно в 2012 г. был сделан вот этот снимок, упоминавшийся в предыдущем посте.



Птенцы находились на противоположном берегу залива. Увы, здесь рекреационная нагрузка летом (в апреле-мае - тихо) несравннено сильнее. Скорее всего, давно знакомая мне пара филинов, побеспокоенная на своем многолетнем участке, загнездилась на этом берегу в 2012 г. в первый и последний раз.

Дикая природа лесостепного Предбвйкалье понесла огромный ущерб из-за повсеместных лесных и травяных пожаров, «черных браконьеров». Фото об этом можно увидеть здесь- http://irk-pal.ru/na-pravoberezhe-bratskogo-vodoxranilishha/).

Ряд опустевших гнездовых территорий филина, находящихся вдали от побережий водохранилища и Байкала, оказались пройдеными огнем и варварскими рубками. Три гнездовые участка на Ангаро-Ленском междуречье эти две напастит обошли стороной. Они скорее всего опустели из-за браконьеров. Местные жители жалуются на горожан, которые на джипах и снегоходах здесь буквально прочесывают лесостепной ландшафт. Попутно могли убить и филинов. В таежных районах Иркутской области филин относительно благополучен, но его лесостепные гнездовые группировки за какие-то 10 лет пережили крах.

И мне есть в чем повиниться перед филином. Проводя учет хищных птиц, 22 мая 1999 г. я вышел на край степного обрыва с выходами скал. Они нередки в приангарской лесостепи. И сразу же метрах в 10 ниже меня взлетел филин. Я видел, как за ним следом полетело и ударилось о камни яйцо, из его трещин выступила кровь. В открытом (т.е. без скального «козырька») гнезде находилось еще 2 яйца. Я сразу ушел. Лелея надежду, что самка все-таки вернется. Фотоапарата с собой не было, возвращаться за ним к машине не стал. В 2012 г. осмотрел этот район, признаки обитания филина (за исключением старых гнездовых ниш) отсутствовали, хотя вокруг вроде бы ничего не изменилось. Как неудачно в 1999 г. сложились обстоятельства! Обрыв имел длину не менее 500 м, а я вышел прямо над гнездом. В той же поездке в других гнездах филина находились только птенцы, в том числе и сравнительно крупные. Но именно в этом оказалась необычно поздняя кладка!

Я проник в «дом» филина в опасный период. И  случайно, не желая ничего худого, причинил птицам вред, возможно, заставил их покинуть участок. А что будет, если посещать тысячи гнезд филина? В таком случае паралельно огромному «исследовательскому    конвейеру»  будет действовать и «конвейер случайной гибели» объектов изучения. Побочный результат исследований в период насиживания и «нежного возраста» птенцов.

Мой настоятельный совет: не осматривайте, да и вообще близко не подходите к гнездам филина, в период насиживания и в первые две недели жизни птенцов. Отложите свое посещение на более поздние сроки. В разных регионах они разнятся, в Прибайкалье - не раньше 10 июня.

Считайте для себя критический период жизни филина тем белым пятном, которое нельзя заполнять.

Евгений Спангенберг не проводил маштабных исследований филина. Однако его очерк об этой сове (в книге «Записки натуралиста») принес реальной пользы виду больше, чем многие научные работы. Он был опубликован в то время, когда говорилось  о «вредных хищниках», но при этом  книги о природе издавались большими тиражами, а главное - читались. В моей памяти крепко засели его слова: «Лес без филина - что детство без сказки!».

охрана птиц, филин, Предбайкалье, этика фотографирования дикой природы

Previous post Next post
Up