Годы потрачены на постиженье того, что должно быть понятно с рождения.
Наум Коржавин
Как я писал в своих предыдущих путевых заметках о Берлине, узнав географическое место происхождения моих прародителей, у меня появилась мечта - побывать во всех тех странах, откуда были родом мои предки. В этот раз я отправился на юго-восток Германии, в Мюнхен, столицу Баварии, откуда был мой прадед по материнской линии.
Мюнхен - столица Баварии, самого большого региона Германии. Он стоит на реке Изар, примостившись у величественных Альпийских гор. У этого региона есть масса положительных черт. Во-первых, это самая большая земля Германии, а во-вторых, это самая красивая и богатая земля. До 1871 года Бавария была самостоятельным королевством, в котором правила династия Виттельсбахов. Когда я посетил Мюнхен в первый раз и провел там какое-то время, общаясь с местными жителями, анализируя их характер и поведение, я смог провести параллели с моими предками, которые были выходцами из этих земель. Насколько я помню из детства, у моего деда был очень высокий уровень тревожности по поводу любой возможной неудачи. И если ситуация была неидеальной, он очень нервничал. Он всегда старался все анализировать и всегда старался поступать правильно. Так же, как это в большинстве делают жители Баварии. Вот, например, англичанин может справиться с хаосом и просто скажет: «Дела плохи». Немец же в подобной ситуации впадает в отчаяние. По прошествии многих лет я с уверенностью могу сказать, что часть этих черт передалась и мне.
Сердце Мюнхена - это конечно же Мариенплац и расположенная на ней Новая Ратуша. Здание Новой Ратуши построено в неоготическом стиле в конце XIX века, но постоянно расширялось до 1909 года. Главными достоинствами этого места является смотровая башня, высотой 85 метров, с которой можно увидеть Мюнхен как на ладони. Так же на Мариенплац обязательно нужно посмотреть на замечательные ратушные часы. В зимнее время, один раз в сутки, в 11-00, а в летнее в 12-00 и в 17-00, фигурки на часах оживают, и показывают небольшой 15-минутный концерт. Именно с Новой ратуши имеет смысл начать знакомство с Мюнхеном.
Будучи в другой стране, мне всегда интересно, какими качествами обладают люди, которые живут в том или ином регионе. Конечно же, качества, присущие немцам, - это бережливость и точность. Знаете, как говорится в немецкой пословице: «Точность солдата - пять минут до срока». Ну и еще целеустремленность. Судя по моим наблюдениям, могу сказать, что на самом-то деле далеко не все такие уж и аккуратные, как нам кажется. Но, по крайней мере, все целеустремленные.
Прогуливаясь в красивейшем районе Мюнхена по улице Максимилианштрассе, в самом ее конце, на берегу реки Изар, я увидел Максимилианеум, который ведет свою историю с 1857 г., когда по приказу короля Баварии Максимилиана II было объявлено о строительстве нового университета. Максимилианеум - это здание, назначение которого в точности соответствует помпезному названию. В великолепном дворце, чье строительство заняло 17 лет, а облик воплотил черты готики и Ренессанса, сегодня заседает парламент Баварии, и живут счастливчики - одаренные студенты. Внутрь по понятным причинам не пускают, но богатство фасада и масса интереснейших архитектурных деталей с лихвой окупают этот недостаток. С террасы Максимилианеума, куда можно зайти совершенно свободно, открывается отличный вид на центр Мюнхена, а самим зданием лучше всего любоваться с конца улицы Максимилианштрассе и с моста Максимилианбрюкке.
Я убежден, что ничто не выражает национальный характер так полно, как легенды и сказки. Как правило, у сказок счастливый конец. Но не у немецких. Знаменитые сказки братьев Гримм были придуманы не ими, они лишь собрали и литературно обработали их. Немецкие сказки заканчиваются не просто плохо, а ужасно. Например, сказка «Гамельнский крысолов». В ней крысолов - маг и волшебник, который превращает народ в толпу. А толпой легко управлять. Толпа доверчива, безлика, нетерпима и жестока. Проще всего и быстрее всего ее объединяет враг. Мнимый ли, реальный ли, внешний, внутренний - это не имеет значения. Главное, чтобы народ поверил в существование врага. Страшная сказка, но она же назидательная. И, несмотря на то, что она древняя, все же в какой-то мере она и современная. Потому что время идет, а методы не меняются.
Изар - главная река Мюнхена. Обычно довольно мелкая и спокойная, но во время наводнения она показывает свой настоящий характер, вырывая с корнем большие деревни и переливаясь через ограду набережных. Набережные, кстати, заслуживают особого внимания - парками, раскинувшимися на многие километры, велосипедными дорожками, красивыми мостами и расположенными вдоль реки зданиями.
Мюнхен - это еще и город парков, он очень зеленый, и нет ни одного района, где нельзя было бы присесть на лавочку в тени деревьев и съесть традиционный бретцель. Самый большой парк в городе - Английский. Но я в него так и не попал. Свернув левее от Максимилианеума, я направился в расположившийся на правом высоком берегу реки Изар, парк Максимилианзанлаген, который находиться в ведении управления Английского сада, и считается его южной частью. Прогуливаясь по парку, я думал о том, что вот сказки братьев Гримм никуда не ушли, Когда в прелестной немецкой деревушке, ухоженной и такой кукольно милой, все так же скрываются ужасающие злодеи, которые поедают собственных детей. И я думал о том что, почему же такие сказки именно в Германии. И как мне кажется, это все связано с мифологией. Что-то из Вагнера, из Нибелунгов, что-то древнее, огнедышащее, когтистое.
В Мюнхене около сотни музеев, и некоторые из них были основаны еще в середине XIX века. Посещение самых выдающихся из них было обязательной частью моего путешествия. Но начать я решил с посещения Городского музея Мюнхена, который можно смело отнести к тем музеям, которые любят удивлять. Ведь что мы обычно ждем от городского музея, особенно если он находится в большом старинном городе? Разделов о городской истории с экспонатами, найденными в городе при раскопках, декоративными предметами и прочим в этом роде. Вместо этого в городском музее Мюнхена из 4 разделов только 1 посвящен непосредственно городу - это раздел Typisch Munchen. Гербы, традиции, суеверия - все можно найти. Экспонаты тут очень разноплановые, довольно много современных предметов, но есть и любопытнейшие исторические вещи. Остальные 3 раздела - это коллекция музыкальных инструментов, «История возникновения национал-социализма» и «Кукольный театр». Немного странный и сумбурный набор для помещения под одной крышей, но этот музей выглядит именно так и этим он интересен. Самая же знаменитая и интересная часть музея - это коллекция музыкальных инструментов. Разнообразие инструментов тут огромное, собраны предметы со всего мира, есть как старые, так и более-менее современные предметы. Разброс велик - от скрипки 18 века из Италии до саксофона из Нового Орлеана времен сухого закона или современной электрогитары. Есть в этом музее замечательная вещь: время от времени, по воскресеньям, здесь проводятся концерты на старинных инструментах. Идея в том, что известный музыкант приезжает в музей, берет инструмент из его коллекции и играет на нем в музее несколько произведений.
Вот это, конечно, и есть настоящая Германия. Все здесь выглядит как что-то очень давнее, старое. Домики нереально красивые, просто сказочные, прямо как из историй братьев Гримм. Но почему-то меня тревожит эта патриархально-пряничная Германия. Не знаю почему, но тревожит. Как будто выскочит чудище страшное из древней германской легенды, накинется на меня и разорвет на куски... А потом вдруг снова защебечут птички, все будет тихо, мирно и мирные немцы добродушно улыбнутся мне. И наравне со всей этой чистотой и порядком, этот сметающий все на своем пути разгул, безудержное веселье и всякие крайности, этот пивной апофеоз. В этом для меня есть что-то пугающее, темное.
Святая святых для всех поклонников монументального творчества немецких композиторов - это национальный театр в Мюнхене. Гордость баварской столицы и главная площадка двух прославленных трупп - Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета. Театр был построен по подобию парижского Одеона в 1811-1818 на месте францисканского монастыря. Фортуна не слишком улыбалась будущему главному театру Баварии - он дважды горел, первый раз еще на стадии возведения, второй - во время оперного спектакля. Новое здание открылось в 1825 г. и просуществовало до 1943 г., когда оно было разрушено в ходе бомбардировки, во время Второй мировой. Третий, и последний, раз Мюнхенский театр отстроили в 1963 г.
Я не могу не думать о том, как же так получается, что во многих странах Европы, и особенно в Германии, даже самые маленькие города или деревни выглядят идеально. И как же здесь все устроено! Как все удобно и уютно! Во всем чувствуется качество, и качество жизни именно такое, что люди чувствуют себя здесь очень хорошо. Но как же так, что в Украине, в маленьких городках, уныние и запустение и каждый там выживает как только может...
Прогуливаясь в окрестностях живописного бульвара Леопольдштрассе, в центре Мюнхена, не далеко от Триумфальной Арки (Siegerstor), я вспомнил тот момент, когда стал спрашивать себя: «А кто я по национальности?». Это случилось после обеда, на котором собралась вся наша большая семья. Тогда на мой вопрос, почему я должен поступать именно так, родная сестра моего деда очень коротко и достаточно жестко ответила: «У нас, австрийцев, так принято!». Конечно же, для меня это было как гром среди ясного неба, и сразу появились тысячи вопросов, что все это значит, потому что у нас в семье не афишировали родословную по линии матери.
Знаете, как это бывает, когда в детстве или юности твои друзья, одноклассники спрашивают тебя: «А ты кто по национальности?». Подобный вопрос всегда приводил меня в замешательство, так как я не знал, что ответить. Я не могу сказать, что я еврей, потому что в Израиле побывал далеко уже состоявшимся человеком. Также не могу сказать, что я немец, австриец или поляк. Да, возможно, я все же больше украинец, так как переехал сюда жить, будучи подростком. Но меня никогда не покидает чувство, что я везде «не у себя». Я никогда не смогу сказать безоговорочно, что я дома. В какой бы стране я ни был, всегда буду «чуть-чуть не у себя».
Для меня быть по крови частично немцем, евреем, украинцем, арабом или поляком - это быть частью моей многонациональной семьи. Это значит быть самим собой.