Вейджер: реальная история о кораблекрушении, мятеже и убийстве

Sep 04, 2024 19:03

     В конце сентября в московском издательстве "Эксмо" в рамках серии "Кинопремьера мирового масштаба" стартует продажа книги американского журналиста Дэвида Гранна "Вейджер: реальная история о кораблекрушении, мятеже и убийстве", в перев. с англ. Е.А. Мордашева.




     1740 год, Британия. Корабль Его Величества "Вейджер" отправляется в погоню за испанским галеоном. На борту - 250 здоровых крепких мужчин.
     1742 год, Бразилия. К берегу причаливает самодельная лодка с остатками команды "Вейджера" - 30 полумертвых истощенных моряков, которые пережили цингу, кораблекрушение, смогли добраться до необитаемого острова, выжили и вернулись назад.
     Родина встретила их как героев. Про них писали газеты, каждый получил материальную компенсацию. А еще через четыре года... из ада вернулись еще три члена команды "Вейджера" - капитан и два его помощника, которых уже несколько лет считали мертвыми. И их версия случившего шокировала всех... Британские власти решили созвать военный трибунал, - определить, что на самом деле произошло, - и виновного будет ждать смертный приговор...
     Кинематографичная и захватывающая, книга Дэвида Гранна "Вейджер" - это история одного плавания, в котором все пошло наперекосяк; это сага о том, как тяжелые условия на грани выживания могут лишить человеческого облика, толкнуть на предательство... и даже убийство.

Первое издание книги состоялось в 2023 году под названием "The Wager: A Tale of Shipwreck, Mutiny and Murder" и почти сразу она стала бестселлером, возглавив список бестселлеров The New York Times в категории "non-fiction" за первую неделю публикации. Спустя двадцать четыре недели она все ещё занимала 10-е место в списке самых продаваемых научно-популярных книг.

Дэвид Гранн (род. в 1967 г.) - американский писатель и журналист, автор ряда бестселлеров, написанных в жанре non-fiction. Пишет для журнала The New Yorker (рус. "Житель Нью-Йорка"). В 1989 году окончил Колледж Коннектикута со стпепенью бакалавра в области государственного управления, где получал стипендию Томаса Дж. Уотсона и начинал карьеру журналистом-фрилансером в Мексике. В 1993 году Гранн получил степень магистра международных отношений в Школе права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса, и уже в 1994 году стал редактором в The Hill - газете, освещавшей деятельность Конгресса США. К команде The New Yorker автор присоединился в 2003 году, променяв должность старшего редактора на штатного журналиста ведущего литературного журнала страны. В 2009 году получил журналистскую Премию Джорджа Полка, ежегодно вручаемую Университетом Лонг-Айленда в Нью-Йорке, а также Премию Sigma Delta Chi Award Общества профессиональных журналистов за выдающиеся достижения в журналистике.

Ещё до выхода книги "Вейджер", летом 2022 года были проданы права на её экранизацию, где режиссёром картины стал Мартин Скорсезе, а главную роль сыграет Леонардо Ди Каприо.

Любителям истории пиратства приятно будет узнать, что фрегат "Вейджер" (HMS Wager) получил своё название в честь адмирала сэра Чарльза Вейджера (1666 - 1743 гг.), под командованием которого в мае 1708 года британцы разбили франко-испанское соединение серебряного флота в битве при Картахене, охранением которого должен был руководить прославленный французский корсар Жан-Батист Дюкасс (1646 - 1715 гг.). Несмотря на то, что Чарльз Вейджер вернулся домой с богатой добычей, адмирал все равно был недоволен её размерами, ибо одному кораблю с сокровищами (Сан-Хоакин, исп. San Joaquin) удалось уйти, а ещё один галеон (Сан-Хосе, исп. San Jose) после взрыва затонул, унеся на дно богатств на 1 млрд. долларов (по современным оценкам). Данное событие вошло в историю под названием Wager's Action (рус. Атака Вейджера).



Сражение сэра Чарльза Вейджера с флотом испанских военных кораблей и галеонов у Картахены 28 мая 1708 г., в ходе которого корабль испанского адмирала взорвался, контр-адмирал был взят в плен, а остальные 14 парусников спаслись бегством.

С историей 28 - пушечного фрегата "Вейджер" отечественные читатели могли быть знакомы по книге "Путешествие около света, которое в 1740, 41, 42, 43, 44 годах совершил Адмирал лорд Ансон, будучи Главным Командиром над эскадрою военных кораблей Его Великобританского Величества, отправленною для поисков в Южное море, собранное из его записок и документов и под собственным его смотрением на свет изданное Рихардом Валтером" 1748 г., русский перевод которой выполнил Василий Лебедев в 1751 году. В блоге "Торпеды, ириски, пиратские расписки... (дополнение)" https://vpk-const.livejournal.com/55602.html я уже отмечал, что адмирала Джорджа Ансона (1697 - 1762 гг.), возглавишего кругосветный рейдерский вояж, историки-пиратоведы причисляют к клике "знаменитых пиратов" (В.К. Губарев, Петер Герхард и проч.), что конечно же является условностью и не стоит воспринимать буквально.

В своих записках Ричард Уолтер писал (перев. В. Лебедева):

"Из всех кораблей, в Южное море вошедших, пропал  только Вагер (Вейджер - прим. моё), на котором господин Чипп был капитаном. В сие судно нагружено было несколько полковых пушек для сухопутного войска, некоторое число кугорновых мортир (лёгкие мортиры, изобретенные в 1674 г. голландским инженером Менно ван Кугорном для обстреливания гранатами и поражения с близких дистанций - прим. моё), и всякое оружие и военная амуниция, которая назначена была к предприятиям на сухом пути".

14 мая 1741 года фрегат "Вейджер" потерпел крушение у южных берегов Чили.

"Капитан при сем случае старался от оной отдалиться, однако упавши по нещастию с нижней лестницы и вывихнув себе плечо, сделалася к действиям впредь неспособным".

По словам Уолтера, корабль сел на мель почти на фузейный выстрел от берега между двумя малыми островами, один из которых позже получит название Isla Wager (рус. Остров Вейджера). Тут стоит отметить, что огонь обычных пехотных фузей был достаточен на дистанции не более 300 шагов или 220 метров.



Крушение корабля Вэйджер, рисунок 1809 года

"В сем положении стоял корабль довольное время цел, так что все люди могли на сухой путь выбраться. Но между матросами учинилось смятение, и вместо того, чтобы стараться о спасении своего живота или подумать о бедном своем состоянии, начали они корабль грабить, причем вооружившись ружьем, какое им в руки попалось, грозили бить до смерти всех, кои противиться станут. Безумие их весьма умножили напитки, которые на корабле находились; ибо они так перепились, что некоторые упавши между деками захлебнулись, как вода туда входила, понеже ни встать, ни в другое место перейти не смогли, куда вода еще не пробралась".

Предваряя изложение, Дэвид Гранн отметил:

"Должен признаться, я не был свидетелем того, как корабль ударился о скалы, а команда связала капитана. И не видел своими глазами те обманы и убийства. И все же я провел годы, изучая архивы - вылинявшие бортовые журналы, рассыпающиеся в труху письма, полуправдивую прессу, уцелевшие протоколы смущающего военного трибунала. Критичнее всего я изучил рассказы участников - не просто свидетелей, но творцов событий. Я попытался собрать все возможные факты, чтобы понять, что же произошло. Однако показания участников и очевидцев разнятся. Поэтому я решил не сглаживать нестыковки, утаивая те или иные свидетельства, но представить все имевшие место точки зрения. Я оставляю за вами вынесение окончательного вердикта - приговора истории".

Приятного чтения!

Чипп, Лебедев, Губарев, корабли, Гранн, Ансон, Герхард, Мордашев, Дюкасс, Менно ван Кугорн, Уолтер, Вейджер

Previous post Next post
Up