Скудный и однообразный художественный материал, которым пользуются историки-пиратоведы, публикуя его из книги в книгу, "набил оскомину" (если так можно выразиться) своей терпкостью и навязчивостью не одному поколению любителей истории пиратства.
В самом деле, сколько можно глазеть на одни и те же иллюстрации, единственная заслуга которых состоит лишь в том, что они публиковались в позапрошлом веке в книгах о пиратах, авторы которых пользовались теми же источниками, что и мы сегодня. Более того, нередко работы современных художников больше соответствуют реализму исторических картин прошлого (в силу доступности справочного материала), нежели картины их коллег, которые хоть и жили ближе к описываемой эпохе, но из-за недостатка информации обладали неверным, искажённым, часто перетолкованным пониманием пиратских эпизодов прошлого.
Чего только стоят популярные иллюстрации из книги Чарльза Элмса "The Pirates Own Book: Authentic Narratives of the Most Celebrated Sea Robbers" 1837 г. (рус. изд. "Пираты. Рассказы о знаменитых морских разбойниках", перев. с англ. Е.В.Ламановой, 2015 г.), где впервые появились изображения одноногих и одноглазых пиратов, были проиллюстрированы сцены сражений и казней, фиксировались случаи издевательств и пыток. Причём художник не утруждал себя отражением соответствия времени происходящему. Поэтому его герои, действующие в разные эпохи, как правило, носят одежду XIX века, тем самым как бы намекая читателям, что все описываемые в книге события происходят где-то рядом, в "наше время" (применительно к XIX веку).
Вымышленный портрет легендарно-сказочной средневековой морской разбойницы Альвильды (V в., возможно VIII-IX вв.), иллюстрация из первого издания Чарльза Элмса "The Pirates Own Book...", 1837 г.
Но академические историки-пиратоведы всё равно считают правильным кормить читателей художественными работами "старой школы пиратологической живописи", чем обратить внимание и отдать предпочтение молодым иллюстраторам.
Картины французского художника-иллюстратора Александра Жозефа Мишеля Франсуа Дебеля (1805 - 1897 гг.) из трёхтомного издания французского писателя и антиклерикального оккультиста Поля Кристиана (Жан-Батист Питуа, 1811 - 1877 гг.) "Histoire des pirates et corsaires de l'ocean et de la mediterranee depuis leur origine jusqu'a nos jours" (рус. "История пиратов и корсаров Средиземноморья и океана от их появления и до наших дней") 1846-1847 гг. сегодня "украшают" почти все книги по истории морского разбоя и пиратства.
Четвёртый том "Пиратов" П.Кристиана вышел отдельно, в 1850 г.
Примечательно, что над первым изданием, в котором содержится 40 картин, трудились несколько иллюстраторов, в том числе и французский художник Клод Жозеф Сьяпори-Пуше (1822 - 1887 гг.). Но популярными среди академических пиратоведов стали цветные работы Александра Дебеля. И не важно, что почти все его герои удивительным образом похожи друг на друга как близнецы-братья, ибо так выглядел и сам художник, если верить его соотечественнику и коллеге Жаку Гею (1851 - 1925 гг.), написавшему портрет Александра Дебеля в 1881 г.
Важно другое. За какие такие заслуги рисунки А. Дебеля занимают первые строчки в хит-параде у историков-пиратоведов? Ведь если их внимательно рассмотреть, то исторической правды и верного соответствия литературному источнку в большинстве из них нет и близко. Сплошь вымышленные сцены и идейные заимствования. Задача художника-иллюстратора, в моём понимании, не дублировать уже знакомый и кем-то придуманный образ героя, не выдумывать новые сцены, а графическим материалом наиболее точно передать содержание книги, сделать её более доступной для широкого круга читателей.
Судите сами. Рассмотрим портрет уэльского пирата Хоуэлла Дэвиса (ум. в 1719 г.), идея образа которого очевидным образом скопирована художником из "Всеобщей истории пиратов" 1725 г. лондонского издателя Эдварда Мидвинтера (напомню, что имя Капитана Чарльза Джонсона в этой книге не упоминается).
Мало того, что французский художник повторил отдельные вымышленные детали экипировки Дэвиса (шляпа с пером, рука в перчатке, сжимающая саблю, в то время как вторая рука указывает направление предполагаемой атаки), так Александр Дебель добавил фоном ещё и штурм развалин какой-то крепости... Сведениями о таких фактах в биографии Дэвиса историки не располагают, если не считать попытки команды Дэвиса захватить форт на острове Сантьяго, принадлежащий португальцам. Но брошенные во внутрь форта гранаты попортили лишь мебель, но не сам форт. Хоуэлл Дэвис был весьма осторожным и хитрым разбойником, предпочитая колониальные резиденции и торговые представительства брать обманом, выдавая себя и команду за честных работорговцев, втираться в доверие, а уж потом грабить.
Следующей иллюстрацией Александра Дебеля, часто публикуемой в литературе о пиратстве, является изображение дуэли пиратки Мэри Рид с обидчиком её жениха. И тут французский художник позаимствовал пикантную идею с обнажённой грудью из первого голландского издания "Всеобщей истории пиратов" Капитана Чарльза Джонсона 1725 г.
Стоит, однако, обратить внимание на то, что биографию Мэри Рид предложил читателям только Чарльз Джонсон. Другими источниками историки не располагают. И была или вообще такая дуэль, мы не знаем. Но даже если и допустить её возможность, то поверженному противнику Мэри Рид вряд ли стала показывать своё обнажённое тело. Это было бы уже каким-то глумлением над умирающим. Согласно версии Джонсона, грудь она обнажила перед своим женихом: "она сделала так, чтобы он как бы случайно заметил её груди, имевшие необыкновенную белизну".
Но историкам-пиратоведам таких фантазий мало. И они начинают додумывать сюжет при помощи рисунка А. Дебеля, как это сделал бывший редактор журнала "Юный натуралист" Николя НиколЯевич Перье-Непомнящий в книге "Пираты. Всемирная энциклопедия" 2008 г., подписав картину Дебеля "Мэри покоряла мужчин не только силой оружия". В этой книге автор повторил ахинею журналиста Яцека Маховского из книги "Pod czarna bandera" (рус. изд. "История морского пиратства" 1972 г., перев. с польского В.Л.Кона, ), сведя дуэль пиратки не с обидчиком жениха, а с самим женихом-трусом. Такого проступка якобы Мэри Рид простить ему не смогла и убила ухажёра, после чего "начала менять любовников" как перчатки.
Полагаю, что это творческое воображение в голове польского публициста зародилось после долгого созерцания работы Александра Дебеля. Пиратинизм рулит!
И совсем уж по дебильному написана картина, посвящённая английскому пирату и вице-губернатору Ямайки сэру Генри Моргану, умевшего прожигать жизнь в дни увеселения и на самом деле любившего выпить.
Как видите, сходство с портретом пирата из первого голландского издания А.О. Эксквемелина "Пираты Америки" 1678 г. вообще не наблюдается. Зато сюжет отдалённо напоминает историю, рассказанную Эксквемелином. Однажды в Панаме к Моргану привели прекрасную молодую женщину, которая ему необычайно понравилась, и он стал оказывать ей многочисленные знаки внимания. Но под угрозой собственного самоубийства она отвергла его ухаживания. В ответ пылкий влюблённый отобрал у женщины платье и посадил её под арест, урезав рацион пленницы до минимума, чтобы несчастная не умерла с голода.
Очевидно, что Александр Дебель представлял себе картину несостоявшейся любовной истории немного иначе, "фантазиями Моргана", увлекая читателей романтизмом пиратского образа жизни...
И такими рисунками историки загадили не одну книгу о пиратах!
Есть, конечно, среди работ Александра Дебеля и нормальные, вменяемые картины, как, например, портрет французского флибустьера шевалье Жана де Граммона (ок. 1642 - 1686 гг.), который в мае 1680 г. взял штурмом морской порт Каракаса (Ла-Гуайру), но в конце июня вынужден был отбиваться от контратаки трёхсот испанцев и индейцев, был ранен стрелой в горло, что и показано на иллюстрации французского художника.
Также можно полюбоваться картиной, посвящённой османскому корсару Драгут Реису (Тургут Реису, ок. 1485 - 1565 гг.), вооружённого до зубов и с ятаганом за поясом. Но с пистолетами у художника вышла осечка. Судя по их форме, герой картины держит в руках пистолет с ударно-кремнёвым замком, хотя в XVI веке пистолеты были ещё с колесцовым замком, которые внешне отличаются от ударно-кремнёвых. Но это всё мелочи.
Итак, мы рассмотрели несколько популярных работ Александра Дебеля из книги Поля Кристиана, которые сегодня во многом формируют романтизированное восприятие читательской публики об истории пиратства и её героях. Но как мы уже упоминали, в книге П. Кристиана были представлены иллюстрации и других художников, в частности Клода Жозефа Сьяпори-Пуше (в книге он фигурирует под именем Сьяпори).
Почему же работы этого художника академическая пиратологическая общественность дружно проигнорировала? Среди героев его картин были и выдающиеся морские разбойники, эталонные пираты, если так можно выразиться. Поверьте, чёрно-белый вид иллюстраций тут ни при чём.
Дело в том, что Сьяпори замахнулся на изображение таких малоизвестных эпизодов истории пиратства, что они, по мнению историков-пиратоведов, никак не ассоциируются с историей морского разбоя. И уж точно не могут служить источником заработка среди многочисленной детской читательской аудитории, где история пиратства незаслуженно получила прописку и вытряхивает из родительского кармана деньги на "невинное" удовлетворение интереса любознательных отпрысков.
Но это не значит, что грязных эпизодов в истории пиратства не было. Наоборот, ими как раз и богата реальная история пиратства. И самым показательным примером тут может служить картина, посвящённая пирату Эдварду Тичу по прозвищу Чёрная Борода. Такое изображение вы вряд ли увидите в литературе о морских разбойниках и пиратах.
Согласитесь, рисунок более чем странный. И на первый взгляд кажется, что капитан Чёрная Борода тут указан по ошибке. Но не спешите делать скоропалительные выводы.
Биографию Эдварда Тича нам поведал всё тот же Капитан Чарльз Джонсон, выпустив в 1724 году книгу "Всеобщая история пиратов" (использ. упрощённое её название). На страницах книги Джонсона Тич предстаёт свирепой и дикой фурией, сущим дьяволом, озверелым извращенцем и многожёнцем, который с лёгкостью пускает по кругу свою молодую жену, с нездоровым интересом наблюдая как её насилуют его приятели. А ещё он, высаживаясь на берег в Северной Каролине, весьма "вольно" обращался с жёнами и дочерями местных плантаторов, совершал над ними насилие, считая достаточным иногда выплачивать им за это вознаграждение как за услуги, оказанные женщинами с пониженной социальной ответственностью.
И, разумеется, эта сторона его личности в силу этики (нравственности и морали) историками-пиратоведами наглядно не отображается. Но как я уже писал в одном из блогов (см. "Главный миф истории пиратства"
https://vpk-const.livejournal.com/34167.html ) - реальная история пиратства значительно отличается от её романтизированной версии. Проклятие и позор общества, основанного на насилии, НЕ может служить компасом в океане знаний для юных читателей. И если пираты совершали убийства, пытки и насилие, то об этом надо говорить, писать, тем самым продуцируя НЕ любовь к романтической теме пиратства, а заслуженное осуждение и порицание.
Нечто подобное, на мой взгляд, и пытался показать читателям Сьяпори. Допускаю, что конь-соучастник на картине лишний, но с другой стороны - Эдвард Тич, как принц на белом коне (о которых все девушки напрасно мечтают), похищает очередную наивную жертву (в обмороке и без чувств) и галопом мчится рушить её розовые мечты о благородном лихом пирате, плохом парне, с которым весело, клёво и не скучно...