"Капитан Эйвери, нужно отдать ему справедливость, предложил нам построить здесь (на о. Мадагаскар - прим. моё) городок, устроиться на берегу, возвести сильные укрепления и фортификационные постройки. Богатств у нас было достаточно, причём мы могли бы увеличить их, стоит нам только захотеть, и мы, поселившись здесь, могли бы с успехом бросить вызов всему миру", - из книги Даниеля Дефо "Жизнь и Пиратские Приключения Славного Капитана Синглтона: Содержащее Отчёт о его жизни на Острове Мадагаскар, о тамошних Поселениях, с Описанием оных и их Жителей: О его Путешествии оттуда в Пироге к Африканскому материку, с Отчётом об Обычаях и Нравах её Обитателей: Его невероятное Спасение от варварских Туземцев и диких Зверей: О его встрече среди Индийцев с Англичанином, жителем Лондона, большом Богатстве, которое он приобрёл, и его Путешествии Домой в Англию: А также Возвращение Капитана Синглтона в Море с Отчётом о его многочисленных Пиратских Похождениях со знаменитым Капитаном Эйвери и другими", 1720 г., перев. с англ. Теодороа Левита (1930 г.).
Перед нами, как мне кажется, очередная попытка Дефо предложить читателям некий образ пиратского государства, будущей Либерталии Чарльза Джонсона. Обратите внимание, что речь в тексте идёт именно о строительстве "городка" на острове, с "фортификационными постройками".
Напомню, что подобные мысли посещали автора и в работе над второй частью "Робинзона Крузо", где главный герой, навсегда покидая остров, опасался его возможного превращения в пиратский анклав. Кроме того, во втором томе "Всеобщей истории пиратства" Джонсона в "Жизнеописании капитана Беллами" также содержится рассказ одного бродячего актёра, примкнувшего к шайке Беллами и Уильямса, об идее создания пиратской "империи", с "монархами", "премьер-министром" и возможностью вести войны от имени законной власти.
Стоит признать, что Даниель Дефо любил эксплуатировать тему пиратства в своём творчестве, как средство хорошего спекулятивного заработка на жутких историях. Более того, по его воспоминаниям в наставлении купечеству, в молодости (ок. 1683 г.) он и сам стал жертвой пиратов:
"Случилось со мной такое приключение, когда наш корабль, державший курс на Роттердам, был захвачен алжирскими разбойниками, напавшими на нас чуть ли не при самом выходе из Темзы, прямо против Гарвича".
К радости для команды и пассажиров, они вскоре были освобождены английским сторожевым фрегатом, с которым незадачливым купцам-контрабандистам пришлось расплатиться бочкой вина.
Как пишет Д.М. Урнов в книге "Дефо" (1978 г.):
"Им повезло, что на них корсар напал сначала, а потом освободил сторожевой фрегат. Попадись они в первую очередь фрегату, исполнявшему таможенную службу, оказались бы они в таком плену, что их уже никто бы не выручил".
К счастью, после выпитой бочки вина освободители уже не стали проверять, сколько таких бочек было ещё в трюме.
Этот эпизод, как полагают литературоведы, навёл писателя на идею пленения Робинзона Крузо корсарами из Сале.
Робинзон Крузо в плену у корсаров Сале, Гаэтано Нобиле, Неаполь, 1842 г.
P.S. В примечаниях к книге Даниеля Дефо "Жизнь и пиратские приключения славного капитана Синглтона", состаленных Т.Бердиковой для издания 1990 г. в Издательстве "Правда" (Москва), отмечено, что работая над романом, Дефо пользовался множеством источников, среди которых Т.Бердикова указала и книгу Чарльза Джонсона!.. Она, как мы знаем, вышла на четыре года позже публикации похождений Синглтона.
Таким был уровень знаний об истории пиратства в СССР. На самом деле, две эти книги объединяет тот факт, что "мемуары Синглтона" (1720 г.) и второе (классическое) издание "Всеобщей истории пиратства" Ч.Джонсона (1724 г.) вышли у одного издателя Т.Уорнера.