О существовании этой книги я узнал примерно полгода назад и сразу принялся за активный поиск информации о ней, не говоря уже о попытках приобретения. Долгие часы блуждания по бескрайним просторам интернета привели меня всего лишь к небольшой рецензии Л.М.Марцевой, вошедшей в книгу в виде Предисловия и к краткому Оглавлению. Кроме того, нашел только одно предложение о продаже книги, стоимость которой оценивалась в баснословные 4000 руб.(!) И это при том, что изначальная цена книги не превышала 270 руб., а сама книга имеет мягкий картонный переплет, из иллюстраций - одна цветная карта Мира середины XVII века и 192 плохо склеенные страницы, которые при чтении распадаются на глазах. Справедливости ради стоит отметить, что и тираж книги совсем небольшой - всего 200 экз.
В конце концов мне повезло.
Хочу сразу отметить, что от чтения книги получил массу удовольствия и весьма яркие неоднозначные впечатления, не всегда положительные, но новые и интересные.
Но, обо всём по порядку.
В 2007 году по решению редакционно-издательского совета Омского государственного педагогического университета в рамках научного издания вышла монография Анатолия Алексеевича Штырбула "В поисках загадочной республики. "Магистральная цивилизация" и социальные альтернативы рубежа Средних веков - Нового времени".
Эта книга - о загадочной Либерталии - необычном сообществе пиратов на Мадагаскаре в конце XVII - начале XVIII века. Кто-то считает Либерталию "первой социалистической республикой" в истории человечества, другие ставят под сомнение само реальное её существование.
Читателям предлагается оригинальный взгляд на эту загадку и попытка её решить в историческом контексте событий всей бурной и неповторимой эпохи XVII - начала XVIII века.
Научными рецензентами книги выступили серьезные и авторитетные специалисты: доктор исторических наук, доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств Л.М.Марцева и доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ОмГУ С.В.Фоменко.
Научным редактором книги стал доктор философских наук, профессор Д.М.Федяев.
Что касается самого автора книги, то Анатолий Алексеевич Штырбул также является видным ученым, доктором исторических наук, профессором кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета.
Несомненно, столь сложное название книги о пиратах как "Магистральная цивилизация" и социальные альтернативы..." делает её ещё более загадочной в глазах простого любителя истории из широкого круга читателей. Как отметила Л.М.Марцева в Предисловии:
"В основе авторской методологии - объективная диалектика и связанный с ней учет многофакторных связей общественного бытия".
Тем интересней было читать книгу об "удивительном и неповторимом времени" XVII века, знакомом многим читателям с детства по художественным произведениям Александра Дюма, Анны и Сержа Голон, Рафаэля Сабатини и Эмилио Сальгари.
Давно интересуюсь историей пиратства, поэтому готов согласиться с мнением Л.М.Марцевой, что
"Пожалуй, впервые в отечественной исторической литературе системно дана именно социально-политическая история флибустьерства, история так называемых «береговых братств» Карибского моря и Мадагаскара (до сих пор авторы, как правило, ограничивались описанием только «подвигов» и приключений флибустьеров, лишь эпизодически касаясь социальной истории их сообществ)".
Ни Б.И.Бродский, ни И.В.Можейко, ни А.Б.Снисаренко, ни тем более Л.Бурмистрова, В.Мороз, В.И.Малов, Б.Т.Воробьев, П.А.Гросс, П.Стороженко, Е.В.Веникеев, Л.Т.Артеменко, Г.И.Рябцев, Р.С.Белоусов, П.Гребельский, С.Чумаков, Р.К.Баландин, А.Б.Широкорад, Н.В.Скрицкий, Н.Н.Непомнящий (aka Николя Перье), Г.Благовещенский (aka Ростислав Грищенков), И.Е.Гусев, М.И.Ципоруха, Е.В.Глаголева, и уж конечно ни В.Ф.Сидорченко, А.Г.Рагунштейн, Е.Ф.Шнюков, В.И.Дмитриев, В.Л.Григорян, М.А.Кирокосьян, М.А.Баймуратов, А.В.Потапчук, Ю.Л.Завьялов, А.М.Колпаков, Н.К.Трусов, Ю.С.Ромашев, Н.А.Князева, и даже ни Виктор Кимович Губарев и Дмитрий Николаевич Копелев не увлекали читателей синергетическими, синтетическими, системными, цивилизационными и прочими методологическими подходами в освещении истории морского разбоя и пиратства. Либо авторы действительно эпизодически касались социальной истории пиратских сообществ (прежде всего В.К.Губарев, Д.Н.Копелев и в наименьшей степени квазиспециалист В.Ф.Сидорченко), либо просто травили байки (как все остальные), в сотый раз пересказывая немногочисленные горе-переводы заморских пиратологов. А то и вообще копировали друг друга, не забывая при этом бессовестно ставить на свои пиратские опусы собственные знаки копирайта.
Я уж не говорю о том, что к документальным источникам и реальным историческим хроникам обращались избранные единицы авторов. И как правило в работах отечественных пиратоведов одной и той же тантрой звучали отрывки из "Пиратов Америки" А.О.Эксквемелина 1678 года, русский перевод которого вышел в 1968 г. (благодаря стараниям В.Р. Аронова и Я.М.Света); а с 2009 года появилась возможность частично цитировать корявый русский перевод "Истории знаменитых морских разбойников XVIII века" Капитана Чарльза Джонсона 1724 года в исполнении А.К.Ефремова, и такой же частичный перевод того же Чарльза Джонсона (Даниель Дефо) стараниями А.Д. Степанова.
Знающие историки конечно же помнят, что в 1999 году был еще один частичный перевод Джонсона в трудах И.С.Мальцева, но он вышел в малодоступном провинциальном журнале "День и ночь" в г. Красноярске и на тот момент о нем вообще мало кто-либо что знал. Касательно еще одного рукописного перевода Чарльза Джонсона в трактовке российского просветителя, путешественника, надворного советника и литератора Федора Васильевича Каржавина (1745-1812), то с ним, по ходу, вообще знакомы только В.К. Губарев и Д.Н. Копелев, ну и советский искусствовед Ю.Я. Герчук, который к тому же считал его переводом книги А.О. Эксквемелина.
Стоит также отметить, что недавно вышла ещё одна русская локализация книги Джонсона (Дефо), уже пятая по счету, в вольном пересказе Натальи Филимоновой под редакцией Сергея Реутова. Но их смелый авторский тандем переплюнул по кривости работу толмача А.К.Ефремова, а фривольная кастрация книги Джонсона превратила двухтомную "библию пиратства" в легкомысленное художественно-литературное чтиво для детей.
Кроме того, в 2015 году вышел перевод ещё одного как бы "документального пиратского источника" 1837 года Чарльза Элмса "Пираты. Рассказы о знаменитых морских разбойниках" (пер. с англ. Е.В.Ламановой). В данную книгу автором были включены некоторые главы из бессмертной работы Чарльза Джонсона (например, особого внимания заслуживает рассказ о "Приключениях капитана Кондента", которого до сих пор не было ни в одном из отечественных печатных изданий Джонсона/Дефо), имеется ряд и других интересных рассказов, пересказ которых кочует из книги в книгу у горе-пиратоведов.
Вооружившись приемами Л.Н. Гумилева и творчески применив синтетический междисциплинарный подход, Анатолий Алексеевич Штырбул изобрел свою собственную оригинальную концепцию, позволившую впервые в отечественной пиратологии использовать и взаимодополнить данные истории, антропологии, этнографии, экономики, социологии, философии и правоведения, т.е. взглянуть с самых разных сторон на такое антисоциальное явление как пиратство. По словам Л.М.Марцевой "в книге чувствуется некоторое влияние и таких известных ученых, как П.А.Кропоткин, Б.Ф.Поршнев, Дьердь Лукач, Илья Пригожин". Автор неоднократно цитирует известного революционера и социального анархиста М.А.Бакунина, не стесняется обращаться к творческому наследию К.Маркса и Ф.Энгельса.
Важным мне видится и тот факт, что А.А.Штырбул является автором специального научного исследования "Безгосударственные общества в эпоху государственности (III тысячелетие до н.э. - II тысячелетие н.э.)" 2006 г., в котором рассматривал вопросы существования и развития общества без государства, жизнеспособность и устойчивость таких обществ, опыт безгосударственного существования человечества в эпоху государственности. Таким образом, опираясь на полученные результаты своих предыдущих изысканий, автор приходит к выводу, что "именно на XVI - XVIII вв. - период сочетания всемирной капиталистической революции (Ф.Энгельс) и ожесточенной феодальной реакции, пришлось множество самых разнообразных социальных альтернатив прото-коммунистичесокй и прото-социалистической направленности", от крестьянских общин, артелей и ремесленных гильдий (братств) до очагов вольного казачества, необычных сообществ пиратов и прочих социальных разбойничьих дружин.
Паралельно рассматривая проблему альтернативности общественного развития в период смены Средневековья Новым временем (конец XVI в. - начало XVIII в.) сквозь призму истории загадочной Либерталии, автор ставит перед собой ряд непростых вопросов и ищет им смелые и оригинальные решения:
"Существовала ли на самом деле эта республика? Если - да, то чем еще можно подтвердить её реальность? Если нет, - тогда что же легло в основу этой истории? Простая ли творческая фантазия или все же некая реальность, пусть и не во всем совпадающая со столь живописным и почти сказочным описанием Либерталии? Вписывается ли существование этой республики в исторический контекст? Была ли возможна Либерталия в принципе? Могло ли вообще в принципе существовать в то время что-то подобное? И если - да, то где и когда?"
Приятного чтения!