Раз уж вчера выложила
про египетский храм в Мадриде, время вспомнить, что валялся в черновике рассказ, как этот храм появился в столице Испании.
Начнём с поездки в Барселону
Элисенда де Монкада была знатного рода, образована, благочестива и совсем не дурна собой, однако женское счастье её обходило. В 1322 году ей стукнуло тридцать и она всё еще не разу не была замужем и в таком преклонном возрасте шансы на создание семьи стремились к нулю. Hе известно, сложилась её жизнь, возможно её отправили бы в монастырь, но тут поступило предложение от недавно овдовевшего короля Хайме II.
Ему было под шестьдесят, но что бы не говорили об династическом браке, похоже дело было не только в расчётах и связях.
Уже через месяц после смерти своей третьей жены он запрашивал разрешение на брак с четвёртой и не скрывал, что очень спешит. Новая королева пришлась ко двору, особенно тем, что ей удавалась смягчить суровый нрав супруга. Наверно, они были счастливы.
Фотография из августа 2017 года. Гробница Хайме II в монастыре Сантес-Креус(1313-15).
Но увы не долго - через год король умер, семейная идиллия закончилась и началась борьба за трон. Законный наследник, Альфонс Четвёртый - второй королевский сын от второй жены, был в это время с военной миссией на Сардинии. Вернувшись в 1324 году с победой в Барселону он обнаружил, что стал сиротой, вдовцом (его молоденькая жёнушка, с которой он связал себя брачными узами когда ему было 15, а ей 14 лет, умерла за пять дней до смерти его могущественного отца) и мачеху, заведующую в место него делами Арагона.
Скульптура Бланки Анжуйской на гробнице Хайме II.
Не знаю как будущий король отнёсся к потере жены - в те годы в ранних женских смертях не было ничего удивительного. Его собственная мать, Бланка Анжуйская, вышла замуж в 15 лет, а умерла в 30, родив своему мужу 10 детей. Можно еще вспомнить, что Тереза д’Энтенса принесла ему в приданное графство Урхель - единственно независимую от короны территорию.
Кафедральный собор Святой Марии Урхельской. Фото сделано в Сео-де-Уржель в августе 2017
Bсе эти расчёты не помешали, а может и помогли, завести им семерых наследников. Но сейчас Альфонсу нe было дела до матримониальных забот - надо было возвращать власть в королевстве в свои руки.
Для вдовствующей королевы опять засветила перспектива быть сосланной в монастырь, тем более что по прошествии года стало ясно - детей от Хайме у неё нет и не будет.
Очень ярко представляю себе, как Альфонс в тяжёлом военном облачении входил в её комнаты - молодой, на семь лет моложе вдовы, величественный и настойчиво интересовался низком голосом
- Когда же вы переберётесь поближе к Богу, мадре ?
Она как-то продержалась при дворе еще два года, но в 1326 году сдалась - заложила монастырь Педральбес (Pedralbes), благо она и сама была женщиной не бедной, да и покойный супруг озаботился оставить ей ежегодное содержание, золотую корону и прочие безделушки, подаренные на свадьбу.
В 1327 году, испанская знать признала и короновала Альфонса Четвёртого, а в монастырь заселились первые монашки. Сама королева смогла избежать монастырской жизни - она приказала построить себе дворец в непосредственной близости от монастыря, где и прожила 37 лет. Она никогда не принимала монашеского сана и приказала сжечь свой дворец после смерти. что и было в точности исполнено.
Удивительно, что эта странная история не породила множества легенд, я знаю только одну про любовь пажа и то невинную.
Здесь меня так поразили золотые усы сеньора в церкви монастыря Педральбес, что я перерыла весь интернет в поисках его имени. Все
говорят, что это господа Беренгер и Элеонор де Англесола (Berenguer y Eleonor de Anglesola) век XIV. Кто это я не знаю.
В Барселону я приехала на несколько дней, так что было время походить по её отдалённым и мало известным туристам местам.
Церковь Сант Висент де Саррия, впервые упоминается в 687 году, современное здание построено в 1781. Внутренне убранство выше всяких похвал, даже можно полюбоваться на алтарные картины Маэстро де Кастельсардо (Maestro de Castelsardo) пятнадцатого века. За оригиналами придётся идти в музей Национальный музей искусства Каталонии. А вот алтарь Агусти Пухоль (Agustí Pujol сына) сохранился до наших дней, алтарь в кафедральном соборе Барселоне его же работа. Тут же статуя "чёрной девы", добавим в коллекцию.
Но тут главный по внезапно организованным деловым встречам был вызван в Мадрид и выдвинул предложение: раз уж мы оба будем в Испании, почему бы не встретиться? В Мадриде я давно хотела посетить египетский храм Дебод. Он заслуживает отдельного рассказа - был затоплен и сильно пострадал при построении первой Асуанская плотины в 1907 году. В 1961 году перед запуском новой плотины польские товарищи разобрали храм и его камни свалили валяться под солнцем Египта, пока испанцы не выиграли в дипломатической игре и не заполучили их в свою столицу. Египтяне выдали только несколько планов и фотографий, так что испанским археологам пришлось собирать это гигантское лего скорее по наитию, чем в соответствии с исторической реальностью
Мне как всегда "повезло" - в эти дни он был закрыт на реставрацию.
Когда деловые интересы были улажены, я подбила взять машину и смотаться на уик-энд в Гранаду, а заодно и к морю.
Выходные закончились удивительно быстро, возвращаться во Францию не хотелось и я осталась в Гранаде, сославшись на бумажные дела, которые и правда нашлись, но сделались быстро - все нужные мне конторы находяться в центре, надо только пройтись, взять номерки и вернуться, когда подойдёт назначенное время.
Вернулась через неделю самолётом Малага - Марсель. Самое приятное воспоминание о Малаге - наконец-то можно скинуть куртку, стояло 20 градусов тепла.
Ради справедливости добалю, что в марте мы вырвались кто раз раз и на французское побережье в Сент-Мари-де-ла-Мер, где находиться единственная настоящая Чёрная дева. Но Франция, это не Испания - всё как всегда: дождь, фламинго, ветер, так что и считать эти километры не буду.
Итог:
авто - 600 км
автобусе- 1200 км
самолёт - 1100
Километры по Мьянме январь 2018 Километраж 2018 (Февраль) - интриги и расследования