Замок

Sep 10, 2018 16:21





Одно из моих самых любимых мест в канализационной системе Москвы. Когда я случайно узнал о существовании этого подземного места и сооружения, я очень захотел найти его и побывать в нем, посмотреть, как же там все устроено, как там все на самом деле. Вообще же, будет не правильным считать, что это какой-то отдельный подземный объект. В отдельный объект, скорее, выделяю его я, но на деле это крохотная часть огромной, разветвленной канализационной системы и маленькая часть одного из канализационных каналов Москвы.

ВНИМАНИЕ!!! Посещение канализационных коллекторов является опасным из-за биологической и газовой опасности!!!

ВНИМАНИЕ!!! Некоторые названия мест и объектов в статье изменены, дабы не привлекать к ним особого внимания!!!

Изначально у меня было мало исходных данных, информации. Я знал, что место реально, не миф, что сооружение находится на перекрестке двух магистральных каналов один из которых большого диаметра. И, что самое забавное, что под это описание одновременно попадает очень много мест, так как понятно, что подземных "перекрестков" достаточно много, а уж тем более на системе канализации, но так же, одновременно с этим ни один из них не являлся искомым объектом.
 Было открыто и осмотрено огромное количество люков, шахт в разных районах города, было огромное количество попыток использовать разнообразные карты и найти по ним что-то, но в течении долгого времени мы не могли найти спуск. Фраза: "пойти поискать Замок" стала уже смешной шуткой. Однако мы не останавливались, не сдавались и все же, в совершенно неожиданном для нас месте в самом неожиданном для нас районе мы обнаружили его, "Замок" (ударение на "а").
Почему Замок? Мы придумали это название, потому что у этого объекта есть необычная и нетипичная для подобного рода подземных сооружений бетонная лестница, ведущая вниз к колонному залу, как у самого настоящего замка.

Один раз, как оказалось, мы, еще не зная ни про какой "Замок" попали в один из соседних объектов системы. Тогда вся история закончилась весьма грандиозным запалом с полицией. Второй же раз, когда "Замок" был разведан и нужно было спуститься и удостовериться произошел так же запал с полицией. Тогда мы, не долго думая спрятались в укромном месте и наблюдали, как еще долго патрульная машина катается вокруг этого места.

1. Сам спуск - это как погружение в компьютерную игру, в ужастик. Громкий гул внизу, тьма и неизвестность. Это все, что сопровождает тебя во время спуска вниз.



2. Вообще же, любые спуски в канализационную систему вызывает некоторую тревогу, опасения, но в подобные, огромные сооружения спуск вызывает трепет, страх и уважение. Так уж сложилось, что сама канализационная система, впротивовес к подземным рекам выступает, весьма, негативной субстанцией, по понятным причинам.

Бетонная советская лестница. Уникальное интересное решение. Именно она послужила созданию названия "Замок" для этого места. Находится она между двух ниток магистрального канала. Спускаясь по ней можно ощутить ногами некоторые наросты и коррозию бетона. Самое время проверить газоанализатор на наличие кислорода и, удостоверившись в хорошей кислородной обстановке продолжать исследование.



3.


5. Водопадик одной из нити канала с названием "Y". Скорее всего, магистральник "Y" приходит сюда двумя нитями, диаметр которых 2810 мм, чтобы уменьшить гидроудар, агрессивную среду, а так же иметь возможность зарегулировать поток, например, для ремонта. Все вокруг выглядит достаточно потрепанным, бетонные конструкции, ходки находится в "поеденном" агрессивной средой состоянии.



6. Внизу водопадика расположена "водобойная камера" или бассейн. Сделано это для того, чтобы низвергающийся поток не разбивал пол и самостоятельно гасил силу удара о воду в бассейне. Это стандартная схема при строительстве подземных гидросооружений.



8.


9. Рев и шум огромного бассейна заставляет на некоторое время приникнуть к бортику и завороженно смотреть на крутящуюся здесь воду.

Средняя часть объекта представляет из себя Т-образный перекресток и другой магистральный канал, назовем его "X", диаметром 3500 мм, а так же общий бассейн впадения одного канала в другой ("Y" в "X").



10. Интересности начинаются уже в этом "центральном бассейне", месте соединения двух магистральных каналов: "Y" и "X" (2810 мм. и 3500 мм. соответственно). Продолжение, портал гигантского трех с половиной метрового тоннеля поделен на два щитовых затвора d1500x3500 мм., и один из них закрыт, препятствуя нормальному поступлению жидкости в коллектор.



11. Слева виднеется "окно" в продолжение "связки" коллекторов, в дальнюю часть камеры, закрытое шандором d3500x4500 мм. За ним находится еще один параллельный канал, тоже диаметром 3500 мм, вода в котором течет изолировано от общей "связки". Этот канал является усилением (дублером) канала "X". Усиления строятся чаще всего параллельно действующим каналам для того, чтобы "разгрузить", снять основную гидронагрузку с основного канала или поставить его на реконструкцию.



12.


13. После одной из наиболее серьезных аварий за всю историю московской канализации в 1978 году решением исполкома Моссовета от 7 февраля 1979 года "О ликвидации последствий разрушения канализационного канала "N"" (параллельного канала каналу "X") была установлена необходимость проектирования и строительства ряда коллекторов, которые должны были составить в целом Канал "X". Его проектирование и строительство было спровоцировано этой серьезной аварией. Канал "X" был построен в 1985 году. Он должен был обходить аварийный участок и доставлять стоки на очистные сооружения по новому безопасному маршруту.

История аварии на канале "N" и предпосылки к строительству канала "X".

На склоне правого берега р. Москвы аварийной службой треста "Мосочиствод" была обнаружена значительная просадка грунтов по трассе дюкерного участка диаметром 2.8 м в щитовом тоннеле 3.6, проложенном на глубине 8-10 м. На поверхности образовались воронки, заполненные сточной водой, которая по склону правого берега стала стекать в русло Москвы. Немедленно были приняты срочные меры по опорожнению аварийного участка с целью определения характера повреждения. Было произведено переключение и перенаправление стоков на другой канал, однако этого оказалось недостаточно. Пришлось принять очень непростое, вынужденное решение о сбросе стоков в несколько малых рек Москвы, в некоторые пруды города, а так же в саму реку Москву. После этого был произведен осмотр канала "N". Работы выполнялись в гидрокостюмах, так как в целях уменьшения сброса стоков в водоемы опорожнение канала было произведено не полностью - уровень воды в канале составлял один метр. В результате осмотра обнаружился размыв щитового тоннеля и железобетонной "рубашки" по всему периметру канала шириной до 30 см. Причиной разрыва явились глубинные оползневые сдвиги склона...



14. Видно, что тоннель d3,5 м. полузакрыт одним из щитовых затворов.



15. Другая сторона магистральника "X". Здесь виднеются 2 шандора диаметром 3500 на 4500 мм. Закрытый шандор находится как раз на канале "X", который образует бассейн впадения, а открытый находится на соседнем параллельном канале-усилении. Таким образом можно сделать вывод, что вся вода магистральника "X", где закрыт шандор, берется из канала, впадающего в него 2 нитями - то есть из "Y". Что находится за данным закрытым шандором остается только догадываться, но разведка показала, что с другой стороны, в предыдущей камере данный тоннель тоже перекрыт. Это нас может наводить на мысли о том, что в данный момент данный магистральник "X" используется чисто для транспортировки воды с канала "Y". А канал-усиление справляется с транспортировкой и своей жидкости и жидкости канала "X".



16.


17. Закрытый шандор, соединящий канал "X" и его усиление.



18. Щитовые затворы с валами d1500x3500 мм. в количестве четырех (на два канала, соответственно).



19. Щитовые затворы используются для регулирования уровня воды оперативного
перекрытия или регулирования потоков воды и других жидкостей. ЗЩ устанавливается в открытых и закрытых самотечных лотках, каналах, распределительных камерах, заглубленных стеновых проемах и
коллекторах большого сечения. Конструкция устройства состоит из большого металлического щита, используемого для частичного или полного перекрытия потоков жидкости: воды, канализационных стоков.
Как правило, затворы изготавливаются из стали с высокими антикоррозийными характеристиками. Используется углеродистая и легированная сталь.



20. Вид с другой стороны.



21. Поднятый шандор на усилении. Шандоры отличаются от щитовых затворов и шиберов тем, что поднимаются и опускаются только кранами и тельферами. Они нужны для полного или частичного перекрытия какого-либо участка на долгий срок, когда это невозможно сделать шиберами или щитовыми затворами, например, для реконструкции канала. В данном случае, мне кажется, шибер или щитовой затвор с валом такого размера ставить нецелесообразно.



22. Шандорный затвор (как вид щитового затвора) состоит из рамы и щита. Если рама изготавливается из прочного металлического профиля, то щит может быть как деревянным, так и стальным - все зависит от сложности задачи, которая стоит при использовании данного устройства. Металлические шандорные затворы применяются повсеместно: от каналов и лотков до сооружений с большими пролетами (до 30 м) и напорами (до 2 м).
Рама затвора монтируется прямо в корпус канала водовода. Она состоит из двух боковых направляющих, цельной нижней и полой верхней планки. В боковых планках-направляющих, прямо в канале, по которому движется затвор, может монтироваться уплотнительный элемент. Аналогичный уплотнитель вмонтирован в полой, верхней планке.
Запорный элемент затвора выполнен в виде щита, поверх которого смонтирована петля, используемая для сцепления с крюком лебедки. Щит входит в корпус сквозь полую верхнюю планку и движется, касаясь боковых планок-направляющих к нижней планке.



23.


24. Канал усиление.



25. Канал Усиление строился щитовой проходкой с диаметрами щитов от 3.5м до 5.6м с дальнейшей обделкой блоками и "рубашкой" из монолитного железобетона.



26.


27.


28. Смазанная, единственная такого рода фотография на которой присутствует человек для масштаба.



29. Панорамка на телефон.



30.


31.


Спасибо за прочтение статьи.

Все фотографии из статьи являются компьютерной графикой. Совпадения с реальными местами случайны.

Команда NET.

московская канализация, канал, москва, ВПD, коллектор, digg, замок, sewer, диггер, net, канализация

Previous post Next post
Up