В соответствии с решениями Президиума Государственного Совета от 18 апреля т.г. в Иркутске по теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи» в России стартовала и развернута интенсивная работа по созданию системы реабилитации наркопотребителей через механизмы государственной поддержки общественных,
(
Read more... )
Начну с того, что сразу бросилось в глаза и показалось не совсем ясным в предлагаемом подходе. Вы говорите, что "в сельской местности в Сан-Патриньяно в Италии бывшие наркопотребители в порядке трудовой реабилитации выращивают элитный сорт винограда Сан-Джовезе, хорошо известный по популярным вида вина в России - «Монте Пиролло»". Однако любой медик-нарколог знает о том, что алкоголь действует на клетки зависимого человека точно так же, как и наркотик. Поэтому наркоманы часто имеют двойную зависимость - как от наркотиков, так и от алкоголя. Но ведь зависимость от химических веществ не делает различий между героином и пивом, к примеру, а любое употребление выздоравливающими зависимыми алкоголя можно расценивать как срыв, поэтому нахождение бывших наркопотребителей в месте, где производится, на мой взгляд, опасно для их воздержания и служит дополнительным фактором риска срыва.
Мы пока не говорим о лечении алкоголиков, хотя в нашей стране их меньше не становится. Просто проблема алкоголизма, видимо, пока не настолько остросоциальна, как наркомания...
Если говорить о лечении химической зависимости, можно отметить, что в мировой практике существуют гораздо более результативные методы реабилитации зависимых, чем длительные реабилитационные программы, в основе которых лежат религиозные каноны и трудотерапия. Это, например, "Миннесотская модель выздоровления", подкрепленная долгосрочным сопровождением зависимых в группах самопомощи "Анонимных Алкоголиков" и "Анонимных Наркоманов". В России на сегодня насчитывается около 320 зарегистрированных групп АА, а группы АН еженедельно проводят 350 собраний в 82 городах. Это десятки тысяч зависимых людей, которые имеют хорошую мотивацию к выздоровлению от наркомании и алкоголизма.
Также Вы говорите о формировании у употребляющих зависимых мотивации к прохождению реабилитации. Однако делать это врачи-наркологи и правоохранительные органы должны, на мой взгляд, совместно с социальными работниками из числа «бывших» активных потребителей алкоголя и наркотиков, прошедших специальную подготовку и соответствующее обучение (которого в России, к сожалению, пока нет). Люди, сами успешно преодолевшие свою химическую зависимость, научившиеся оставаться чистыми и готовые поделиться этим опытом с наркоманами, только встающими на путь выздоровления, и специалисты, получившие необходимое представление о мотивах, потребностях, страхах, психологических установках и защитах употребляющего человека на основании мирового опыта в этой области (в первую очередь я имею в виду подход к зависимости как к болезни, затрагивающей все сферы жизни наркозависимого - социальную, психическую, физическую, духовную, эмоциональную), вместе смогут добиться гораздо лучшего результата.
Несмотря на некоторые расхождения в наших точках зрения, я уверен, что последние инициативы ФСКН в конечном итоге пойдут на пользу как обществу, так и самим наркозависимым, интересы которых, к сожалению, сейчас учитываются в последнюю очередь.
Reply
Leave a comment