Андрей Невзоров
yachtadelta: реквием роботу Квадрокоптеру
Был на Седове еще один член экипажа. Отношение к нему, сразу скажем, у всех было разное. Одни его откровенно боялись, другие тактично опасались, третьи возлагали на его фантастические надежды. Речь идет о летающем Роботе Квадрокоптере.
На первый взгляд он смешон - похож на паука-переростка - посреди гондола размером и формой с половинку футбольного мяча, к которой на тонюсенких манипуляторах крепится видеокамера или фотоаппарат. От гондолы крестом идут палочки, на концах моторчики и пропеллеры с лопастями, длинной со столовый нож, и так же остро заточенные. Работает вся эта нелепая конструкция на батарейке.
1
Кто в нем летчик-пилот, кто в нем давит на педали,
кто вертит ему руль, кто дымит его трубой? Б.Г.
У Робота есть Оператор и Смотрящий. Оператор, он на пульте управления на кнопки давит, а Смотрящий глядит на экран, видит глазами робота, и Оператора корректирует.
Сначала я никак не мог понять, почему ребята так рвутся позапускать аппаратик с моего борта, если на Седове места, мягко говоря, поболее. Ну хочется им, почему бы нет? Может у них экстрим такой, с маленькой лодочки позапускаться, для оттачивания профессионального мастерства? Да и мне фотки и видео лодки сверху достанутся, так что обоюдное удовольствие гарантировано.
Вышли в море, дошли до соседнего острова - там натура получше - спрятались в бухточку, переждали дождик, все, время запускаться. Оператор берет Квадрокоптера в вытянутую руку, при этом острия лопастей находятся сантиметрах в двадцати от его глаз.
2
А дальше забава кончилась, и началась Работа. Я понял это по тому, как напряглись лица у ребят. Они перешли на "вы" и заговорили с интонациями сотрудников ЦУПа. Все по взрослому: телеметрия, предстартовая проверка, хронометраж с точностью до секунд, обратный отсчет, запуск... Аппаратик дернулся, и лопасти начали раскручиваться - жужжание переходило в бас, потом в фальцет, потом в свист, и затем в крайне громкий, явно мощный и очень неприятный визг - нечто среднее между циркулярной пилой и болгаркой. Лопасти слились в четыре сверкающих на солнце круга и забавная милашка моментально превратилась в машину-убийцу с мельницами на четырех углах - куда не полетит - голова с плеч, если догонит. А догонит полюбас - у ней дальность полета - километр, скорость как у автомобиля, а динамика и набор высоты - просто пулей.
Режесеры фильма "Пила", как вы могли пропустить столь восхитительную машину для отрезания голов и прочего членовредительства? Я знаю, как будет называться супер-кассовый фильм ужасов - "Квадрокоптер возвращается". Никто сценарий приобрести не хочет? Напишу за неделю. Начало, например, такое, сразу после титров: идет по пляжу красавица в бикини, с волосами, собранными в прическу - шея длинная, тонкая. Вдруг что-то вжик - и летает голова, то вверх, то вниз - это вам не лезгинка, а твист. (Пикник - все под этот саунд-трэк) Что это было, Бэримор? - Квадракоптер, сэр. Жуть.
3
Миг оцепенения, и аппарат уносится вперед и вверх - в точку. Я понимаю, что забыл дышать, выдыхаю, и две мысли проносятся у меня в голове - первая: теперь понятно, почему не разрешали старт с Седова - кому же нужны порубленные в винегрет кадеты - и вторая: Господи, а как же они садиться-то будут? И выдержат ли мои ванты японскую лесопилку?
Тщательно выбрав момент наименьшего, с моей точки зрения, напряжения, спрашиваю у Оператора:
- А сажать-то ты его в воду будешь, я надеюсь?
- Нет, рукой поймаю. Только ты держи меня сзади, чтоб не шатнуло, а то пальцы вмиг отхватит. А в воду нельзя - утонет сразу.
- А держать тебя надо будет, видимо, нежно?
- Главное крепко, и отвернись - если он мне лопастями глаза выбьет, чтоб не забрызгало.
Хватаю Оператора сзади за ремень, прячу голову у него за спиной и закрываю глаза - из-за этого ничего не вижу, только слышу, как смолкает визг лопастей.
- Водички холодненькой хочешь? - Спрашиваю у Оператора
- Налей в стаканчик, пож, а то бутылку не открутить - руки дрожат от напряжения.
- Слушай, а откуда в нем мощи-то столько? Батарейка же с ладонь размером?
- Да это технологии современные - эта батарейка может твою лодку неделю электричеством питать - видишь провода от нее идут с палец толщиной? И стоит одна такая, как чугунный мост.
- А если не секрет, вот это все вместе?
Называется пятизначная сумма в валюте.
- А если в воду упадет?
- Привет семье.
Первый дубль сделан, смотрим видео и фото. ПОЛНЫЙ ВОСТОРГ. Смотрите сами, без комментариев. Видео - еще круче. Риск безусловно оправдан. Единственное, - надо все-таки Оператору масочку, типа вратарской и перчатку.
4
Со стоячей и не шатающейся платформы все хорошо. Вновь выходим в море, и ставим паруса. Старт проходит нормально, полет по кругу, съемки с разных точек, Смотрящий наводит, Оператор отрабатывает - на ребят смотреть приятно, Команда с большой буквы. Из-за плеча Оператора смотрю на экранчик - яхта как на ладони - полный восторг.
5
Настает момент заходить на посадку, я отработанно хватаю Оператора за штаны, он вытягивает руку, что бы схватить машинку, и тут я понимаю, что все плохо - аппарат подходит к лодке с подветренной стороны - там, где поток воздуха, пройдя сквозь паруса, становится турбулентным - закрученным и беспорядочным. В парусных гонках есть такой прием - прикрыть сопернику ветер - сделать так, что бы твой конкурент попал в ветровую тень от твоих парусов. Понятно, что в ветровой каше, которая образуется за парусами даже небольшой яхты, удержать летательный аппарат невозможно. - Назад!!! - кричу я. Оператор моментально уводит машину. - Подожди, паруса смайнаю, так не получится!
В темпе вальса сдергиваю паруса, ловко ловим аппарат, нервно курим. - Чего кричал-то? - спрашивают ребята. И я делаю фатальную ошибку - мне бы объяснить эффект турбулентности за парусами, а я застеснялся - не удобно как-то поучать, ребята ведь реальные профи. Я промямлил чего-то, тему закрыли. Потом снимали лодку под спинакером, ставить пришлось одному, дуло уже хорошо, так что забегался сильно, потом домой, потом мои приехали (они по острову на машине с седовцами катались), в общем, поговорить об обтекании паруса воздухом, и об эффектах, при этом возникающих, не получилось.
6
На следующий день Седов отходит с Таити ПОД ПАРУСАМИ - зрелище неописуемой красоты. Мне на борт сажают всех имеющихся в наличии операторов, грузят Коптер, и мы отваливаем. Наверное, это была вершина моего кораблеводительского мастерства - я - вертолетоносная площадка, и я по рации управляю движением огромного барка, идущего под всеми парусами! Ну ладно, ладно, заврался - не управляю, но курс попросил изменить с 320 на 300, а то со своим аварийным винтом угнаться не мог. И ведь поменяли! Так что управлял! С моей палубы стартует вертолет, щелкают затворы фотоаппаратов, мы обсуждаем контровой свет и приоритет диафрагмы, на Седове ждут моих указаний, момент славы, вот она, сцука, какая!
7
В общем, все окончилось хреново, лопнула у Ксюши голова (Орлов, надувная Ксения Собчак)
Если у Дельты ветровая тень - метров пятьдесят, то за паруса Седова засасывало небольшие рыбацкие лодки. Туда же засосало и коптер. Вариантов вырваться из потока Океанского Ветра, закрученного мега-Парусами, размером со стадион, не было бы и у МИ-8. И я, мудак, ребятам об этой опасности не сказал. Под общий вздох машинка перестает слушаться, врезается в стальную мачту барка, и дождем разноцветных обломков осыпается в голубезну Океана, молча принявшем очередную жертву.
- я: Седов - Дельте
- Седов: На связи
- Мы машинку потеряли
- Да мы видели - она в полуметре от нас просвистела, когда за борт падала.
- Все живы?
- Да, токо испугались очень.
- Операторов заберете?
- Можем тебе оставить. Штормтрап на левом борту.
И тут я делаю еще одно, крайне неприятное открытие. Подойти на яхте к большому кораблю, раскачивающемуся даже на небольшой зыби - НЕВОЗМОЖНО! Из-под корпуса вырываются потоки воды, когда волна поднимается, и эти же потоки засасываются обратно, когда волна уходит. Господи, почему ни в одном учебнике этого написано не было???? Господа капитаны, расскажите мне, был ли хоть один случай удачной высадки человека с яхты на корабль, на океанской волне? И если был, то как это было проделано? У меня не получилось. Пришлось позорно переправлять операторов, со всеми их сумками с дорогостоящей техникой, на тузике.
А потом Седов ушел. На другой день уехал Боря. И мы с Леной вновь остались ОДНИ в этой части света.
Смотреть фотографии >>