Дневник Кругосветного путешествия 2012-2013. Европа, Германия-Франция. Переход на барке "Седов". Часть 1. Дневник кругосветного путешествия 21-27 июля 2012 г. Фрегат Мир. Португалия - Испания. Часть 2. Дневник Кругосветного путешествия 2012-2013. Южная Америка. Аргентина. Огненная Земля. Часть 3. Дневник Кругосветного путешествия 2012-2013. Южная Америка. Патагония. Часть 4. Дневник Кругосветного путешествия 2012-2013. Южная Америка. Патагония. Часть 5. Дневник Кругосветного путешествия 2012-2013. Океания. Остров Пасхи. Часть 6. 20 мая 2012 года из Санкт-Петербурга началось кругосветное плавание самого большого барка в мире Седов. Я в составе съемочной группы проекта Леонида Круглова "Семеро смелых" в течение года буду посещать разные уникальные места нашей планеты и делать интересные съемки. Мы берем с собой "летающую камеру" - квадрокоптер, управлять которой я уже учусь больше полугода. Как и в любой экспедиции нас ждет много как находок, так и потерь, иногда отдыха на райских отстровах, равно как и огромное количество работы и напряжения. В любом случае, результатом этого мероприятия должен стать фильм, снятый в 3D, который, я надеюсь, выйдет на наших главных телеканалах. Разумеется, если мы сможем снять уникальные кадры.
Видеодневник по Маркизским островам (7 мин)
http://video.yandex.ru/users/paraletrus/view/1#Карта маршрута:
19-20 ноября 2012
А вы не были на Таити?
Вечером 19 ноября мы покинули мистический остров Пасхи, чего так не хотелось. Также, как 16 дней назад он загадочно появился в иллюминаторах самолета, точно также исчез во всепоглощающей темноте тропической ночи. Табло “пристегнуть ремни” погасло, нам оставалось лететь до заветного Таити шесть с половиной часов.
Преодолевая сейчас это расстояние за несколько часов по воздуху, не перестаешь удивляться, как в XVIII веке полинезийцы сумели пересечь Тихий океан, чтобы добраться до крошечного клочка суши - острова Пасхи!
В международном аэропорту города Папеетэ острова Таити мы оказались в 3 часа ночи, т.к. чилийцы, как и полагается, задержали самолет без объяснения причины более чем на два часа. Невзирая на позднее время, нас встречали местные музыканты, играющие на небольших гитарках со звуком балалайки, под аккомпанемент которых танцевала таитянская красавица.
После таможни нам предстояло где-то оставить часть нашего нелегкого снаряжения и пересесть на самолет до Маркизских островов. Камера хранения ночью, разумеется, не работала, поэтому мне пришлось идти через дорогу в местный отель при аэропорте. Это путешествие едва не закончилось неприятностями. Вначале на автобусной остановке начал что-то от меня хотеть местный таитянский бомж, а затем в темном переулке, когда я пытался найти вход в этот отель, неожиданно выскочила пара собак. Одна из них оказалась породы “боксер”, и тут же отработала бросок на врага. Будучи ранее укушенным, я самопроизвольно сделал легкое движение тридцатикилограммовым рюкзаком, предоставив его для разряда агрессии пса.
Одним словом, вход я все же нашел, немного взбодрившись произошедшим, договорился с администратором, и, спустя пару часов мы уже сидели в занятном винтовом самолете ATR-72.
Полет занял 3,5 часа до промежуточного пункта - острова Хива Ова. Посередине пути я заметил в иллюминаторе уникальные острова архипелага Туамоту. Они представляют из себя кольцо, либо овал (как правило, замкнутый) тонкой полоски суши. Центр этой окружности заполняет небольшая толща воды. Это остатки бывших вулканов, которые когда-то обвалились в собственный кратер. Зрелище впечатляющее - остается только удивляться, как такое могло образоваться…
Вскоре мы подлетели к первому острову Маркизского архипелага. Почти все его острова представляют собой вздыбленную поверхность земли в виде высоких гор, покрытой бурными джунглями. Среди этих огромных холмов умудрились разбить аэродром.
После приземления нас попросили подождать 40 минут, и мы занялись разглядыванием местного населения.
Стоит отметить, что полинезийцы не очень-то приветливы. Все они живут своей какой-то внутренней жизнью, с неохотой реагируя на твои вопросы. Женщины - большие любительницы цветов. Сплетенный венок - их заурядное украшение. Но, к большому сожалению, влияние цивилизации также, как и на жителей Пасхи, сказалось не в лучшую сторону. Местные жители теперь все разъезжают на больших автомобилях (в основном огромные джипы), ведут малоподвижный образ жизни, а самым настоящим роком для них оказались французские булочки. То ли из-за астрономических цен, то ли из-за их заразного вкуса, но полинезийцы едят эти булки на каждом шагу в неограниченных количествах, что неминуемо сказывается тотальным ожирением. Практически каждый пятый полинезиец имеет проблемы с фигурой.
Вскоре наш самолет бодро взмыл над пропастью между горами Хива Ова, а еще через 50 минут мы приземлились в пункте назначения - острове Нуку Хива.
В аэропорту все прилетевшие очень быстро куда-то рассосались, и мы остались вдвоем с Леонидом, помимо двух работниц аэродромного кафе и одного техника. Как выяснилось, это совершенно не туристический остров, и для того, чтобы добраться до главного поселка, нужно заранее заказывать автомобиль. Кое-как изъяснившись с оставшимися в здании полинезийцами, мы добились, чтобы нам вызвали водителя.
Водитель приехал через час, т.к. дороги на острове такие, что быстро не доедешь. Водитель почему-то очень напоминал японского дедушку, едва стоявшего на ногах. С неуверенностью мы сели в его Тойоту Хайлюкс (здесь весь остров ездит исключительно на больших и дорогих авто) и отправились по невероятным серпантинам и перевалам.
Я так и не понял, по какой причине французы сделали все дороги поперек многочисленных гор, хотя явно напрашивается окружная дорога по побережью. Но зато это дает явный колорит Маркизским островам, ведь об их опасных дорогах пишут многие. И действительно, дорожная лента здесь извивается под самыми невероятными углами, какие мы даже в автошколе, наверно, не проходим. На фотографии создается полное впечатление, что дорога будто вколлажирована в изображение.
“Столица” острова оказалась на противоположной части, и мы преодолели практически все возможные горы и перевалы, которые порой достигали почти километра высоты. Нука Хива, вроде как, считается главным островом архипелага, но его столица оказалась совсем небольшим поселочком, тем не менее имеющим в своем составе: небольшую больничку, пару супермаркетов, почту, банк и даже тюрьму вместимостью 4 человека. В этой тюрьме не так давно сидел (не очень долго) современный каннибал…
Многим путешественникам известна нашумевшая история про немецкого яхтсмена, который решил пойти в горы на охоту с местным парнем. События трактуются по-разному, но вероятнее всего немец оказался нетрадиционной ориентации, и, после небольшого (а, может, большого) употребления алкоголя, начал приставать к маркизцу. Но островитяне - ребята крепкие, и тот ненароком оглоушил непутевого путешественника. И тут у парня взыграла кровь аборигена. Поскольку местные жители хоть и мирно живут под французским протекторатом, тем не менее, внутреннее недовольство имеется, в том числе и на насаженный католицизм. И тут сгоряча маркизец решил выместить все недовольство на европейце и вспомнил недавнее каннибальское прошлое своего народа…
В маленьком поселке людоеда быстро вычислили, провели следственный эксперимент, и он показал место, где в костре были найдены останки бедняги-яхтсмена. Парня посадили в тюрьму, но долго он там не задержался. Про него сразу же пошла слава по всему поселку, и небольшой кучке французов, следящим за порядком на острове, ничего не оставалось, как отпустить его под домашний арест. Ну… теперь маркизец практически национальный герой своего народа… =)
Одним словом, вот в такие места мы приехали снимать кино про первую русскую кругосветку.
Буквально за один вечер, придя на главную площадь, мы перезнакомились с доброй частью местного населения, включая главного бандита, разъезжающего тут на белом Хаммере. Нашей задачей было найти полностью татуированного аборигена, т.к. татуировка здесь - национальная особенность, благодаря которой Маркизские острова известны в мире.
Удочки были закинуты, смеркалось, и мы направились в наше вполне себе уютное бунгало, которые мы сняли на все 5 дней пребывания.
20-25 ноября 2012
"Это я - турист. А ты - завтрак туриста!"
Стоит отдельно обратить внимание на цены, благодаря которым мы остались на пороге обнуления бюджета экспедиции. В Аргентине цены примерно в 2 раза выше, чем в России. На острове Пасхи пришлось платить в 2 раза больше, чем в Аргентине. А в Полинезии, чтобы прожить, нужно иметь финансовый запас в 2 раза больше, чем на острове Пасхи.
В общем, нетрудно догадаться, какой объем затрат (включая перелеты) пришлось понести Леониду, чтобы реализовать все задумки. У нас оставалось 600 евро, которых уже заранее не хватало на проживание, питание и аренду машины с лодкой - того минимума, который нам требовался для съемок.
Мы перешли на совсем минимальное ресурсопотребление, покупая только тунца у местных рыбаков, и делая из него так называемую “севичу”. Это, пожалуй, самое простое в приготовлении и самое полезное блюдо из рыбы! Берется сырой кусок тунца, нарезается, немного солится и поливается лимонным соком и кокосовым молоком. Вначале я отнесся с недоверием к подобному блюду, но когда попробовал, то понял, что это настоящий деликатес, который у нас в Москве стоил бы приличных денег!
В дополнение к этому, вокруг нашего бунгало рос целый помеловый сад (фрукт типа грейпфрута). Местные жители уже не знают, куда девать эти помелы, примерно как у нас в России крестьяне не знают, куда девать яблоки в яблочный год.
Таким образом, наш день начинался с 2-3 помел, одного ананаса, на обед и ужин - севича. Более здорового образа жизни трудно представить! =)
Через день после приезда мы наняли лодку с местным рыбаком и сплавали в соседнюю бухту, чтобы снять сюжет про первую русскую кругосветку. Невзирая на нестабильную погоду, удалось сделать интересные съемки с квадрокоптера. На обратном пути волна разыгралась не на шутку: маленькую лодочку подбрасывало порой так, что нас отрывало от сидений. Но, похоже, для местных рыбаков такая погода - обычное явление. Наш проводник совершенно невозмутимо продолжал вести лодку, ловко лавируя между огромными гребнями волн.
На следующий день совершенно случайно мы познакомились с местным парнем по имени ВиктОр. Он был наполовину маркизец, наполовину француз. Он занимается обучением гребле на каноэ.
После того, как мы объяснили ему наши задумки, он тут же предложил прогуляться к его знакомому, который татуирован с головы до ног. Мы пересекли весь поселок пешком, оказавшись на его задворках. До чего же я люблю вот такие уединенные уголки на планете! Ведь здесь практически отсутствует воровство и бандитизм. Все друг друга знают и живут спокойно. Матери не задумываются, где бегают их дети, потому что с ними ничего не случится.
Когда мы подошли к дому, нам никто не откликнулся. Тогда Виктор вошел в палисадник и мы вслед за ним. Неожиданно я почувствовал, что сзади меня кто-то стоит. Обернувшись, я непроизвольно вздрогнул, увидел хозяина дома. Его внешний вид заставит испугаться любого: полностью разрисованное лицо различными этническими узорами и суровый взгляд исподлобья формируют типичный образ туземца-людоеда, о которых мы наслышаны из историй про капитана Кука или Магеллана.
В этом дворике мы провели около получаса, фотографируя и снимая на видео этого чудесного представителя местного населения. Леонид успешно сделал постановку, практически идентичную гравюре начала XIX века, которую сделал наш рисовальщик, прибывший на остров вместе с экспедицией Крузенштерна.
По-моему, неплохое рекламное фото для Sony? =)
Когда мы разговаривали с местными жителями, то поняли, что мало, кто помнит о факте посещения русским кораблем острова. Но зато практически каждый знает, что козы были завезены именно русскими (их привез как раз Крузенштерн). Теперь их тут превеликое множество.
Большинство маркизцев по сей день живет исключительно за счет океана, т.к. больше-то особо здесь делать нечего. Например, в один из дней мы увидели мужчину, который пришел на берег, заточил палку, одел подводную маску времен Кусто и нырнул в океан. Буквально через 5 минут он торжественно вынырнул, показывая своим друзьям осьминога, который был нанизан на палку!
В предпоследний день перед вылетом назад на Таити, наш Виктор неожиданно предложил поехать к его другу в джунгли и переночевать у него в доме. Его идея была связана с тем, что попутно можно снять множество видов, а на следующий день добраться до аэропорта. Леонид согласился. Когда же по дороге в машине помимо нас и Виктора оказалось еще пара местных парней, у меня уже начали закрадываться подозрения - может, здесь так проводят уикенды, приглашая аппетитных иностранцев в джунгли?..
Но отвлекаться на подобные мысли было некогда, то справа, то слева мы встречали новые живописнейшие виды, постоянно останавливаясь и летая на коптере. Одна из самых длинных остановок была посредине джунглей среди руин средневековой деревни. Место завораживало своей мистичностью и заброшенностью: кругом росли “деревья жизни” (огромные многоствольные толстые деревья), иногда встречались деревянные идолы, стоявшие неподалеку от фундаментов домов. Проработали мы здесь не менее двух часов, в течение которых буквально были съедены известными маркизскими мошками и комарами…
После того, как солнце село, темнота мгновенно поглотила все вокруг. Мы преодолели еще несколько заоблачных перевалов и оказались в центре острова, где и располагалась “дача” друга. Подъехав к ржавому шлагбауму между двумя деревьями, мы ощутили себя словно в подмосковном СНТ: на небольшой территории среди леса расположились несколько домиков. Миновав несколько из них, мы приблизились к самому дальнему, рядом с которым горел костер, отбрасывая огромные тени на пальмы, росшие вокруг. Из темноты вышел тот самый друг, поприветствовав всех нас, а внутри домика оказалось еще двое местных мужиков.
Итого: двое щуплых москвичей в окружении шестерых приветливых маркизцев. Чтобы не надумывать себе лишних мыслей, я пошел заряжать многочисленные аккумуляторы и сливать гигабайты отснятого за сегодня материала.
Что характерно, в этом домике даже был душ с туалетом - аспекты французской цивилизации среди джунглей. Через час нас пригласили к столу, где я устроил небольшой показ наших видероликов. Ребята не сильно проявляли интерес, активно позевывая и качаясь на стульях. Все полинезийские жители живут исключительно по солнцу, поэтому привычные нам ночные тусовки здесь не практикуются.
Скоро все разошлись по разным углам, предоставив нам, как гостям, единственные две койки около окон. Я долго не мог уснуть, глазея на бегущие облака на фоне большого лика полной луны. В некоторые моменты и в некоторых местах ты не всегда в состоянии осознать, что с тобой происходит. Так и сегодня: я лежал где-то посреди высоких маркизских гор на небольшом островке посреди самого большого водного пространства на Земле. Время, словно остановилось…
26 ноября 2012
И снова на Родине!
Утром я проснулся от какого-то явного оживления вокруг домика и от многочисленных воспалившихся вчерашних и ночных укусов. Когда я вышел на улицу, там уже вовсю палило экваториальное солнце, а наши друзья активно возились вокруг большой черной связанной свиньи. Как оказалось, ночью двое ребят не удержались и пошли на охоту.
Мы с Виктором, воспользовавшись парой свободных часов, поехали на побережье, где он поболтал с местным жителем, а мы сделали несколько удачных вылетов на коптере.
Пообедав свиными потрошками и сердечно попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы тронулись в путь.
До аэропорта нас отделяло несколько очередных головокружительных перевалов и один час езды.
Самолет прилетел по расписанию, обменяв группу местных дам в венках из цветов на всех, кто ждал в здании аэропорта.
Взревев своими двумя винтами, самолет взмыл над чудными полинезийскими ландшафтами, быстро оставив их позади. Три часа бесконечного океана, и мы сквозь облака увидели к своей радости стоявшего в гавани острова Таити нашего великана Седова! Мы подгадали свои билеты таким образом, чтобы прилететь как раз к приходу нашего парусника после месячного перехода от Южной Америки.
В аэропорту мы взяли такси и по фотографии, снятой с самолета, попросили водителя отвезти нас к кораблю. Когда я подходил к этому до мелочей знакомому судну, изнутри вырывалось какое-то неожиданное ликование! Настолько было приятно увидеть кусочек чего-то русского на этом противоположном полушарии! На секунду Седов мне представился большой машиной времени: с одной стороны он является представителем древних судов, словно динозавр кораблестроения. А с другой стороны: сошел с его трапа я во Франции, а теперь захожу на Таити. А внутри ничего не поменялось…
На палубе один за другим пробегали знакомые лица, но моряки настолько устали за этот переход, что крайне спешили сойти на берег за покупками и новыми впечатлениями. Мы спустились в свою каюту. Через 10 дней я сойду с корабля, а Леонид продолжит свое почти трехмесячное плавание…