Весенними дорогами Кавказа

Mar 27, 2021 00:52

Новые технические возможности, конечно, расширяют географию путешествий современного обывателя. Надоело сидеть в городе, сел на поезд на Ярославском вокзале, и ты через 30 часов уже едешь по тундре, буквально по крайнему северу. Захотелось к морю, пожалуйста: 30 часов на машине и ты на Черном море. Хочется в высокогорье, едешь на Эльбрус, и уже завтра ты на высоте 4000 м ловишь горняшку)...

С одной стороны удобно, с другой - туристы начинают забираться в достаточно отдаленные места, и, зачастую, оставляют природу не без следов своего пребывания... Отчасти поэтому возрастают ограничения в нацпарках и прочих ООПТ, которые не всем нравятся.

Мы же, в дружеской компании, в этот раз решили посмотреть на Кавказскую весну обычными дорожными маршрутами, проехать через термальные источники, затем вдоль горнолыжных курортов высокогорья и завершить легким "восхождением" на крышу Европы. Неспеша, стандартно отстояв в МКАДовских пробках, к вечеру этого же дня мы уже приближались к большому Кавказскому хребту.








Въезжая в республики Кавказа, словно попадашь в Советский Союз. Автомобили, магазины, быт - все как тогда.. Да и люди, надо сказать, гораздо душевнее, чем в больших современных городах.



Хорошо, наверное, учиться в горной школе вот с такими видами)








Животные тут чувствуют себя практически, как в Индии)

Домбай - было излюбленным местом альпинистов со всего Союза. По сей день туда приезжают представители различных альпклубов страны. Здесь я провел активную молодость с Зеленоградским клубом альпинизма и скалолазания, покоряя снежные вершины Кавказа. Спустя почти 20 лет поселок уже трудно узнать. Хотя, как мне показалось, тот самый советский дух здесь сохранился лучше, чем на других горнолыжках Кавказа. Хотя, безусловно, уже много всего современного.






Этот кадр мне сразу бросился в глаза своим советским футуризмом. Словно "чужой" в ландшафте..

Здесь построен неплохой новый жилой фонд, и у путешественника есть возможность поселиться за достаточно вменяемые деньги в отличной квартире с альпийскими видами. Мы нашли место для пары ночей вот в этом доме:


Самый снежный регион России - Полярный Урал. Там я действительно просто утопал в снегу во время съемок фильма Великий Северный Путь. Но столько снега, выпадающего за одну ночь, как здесь, я еще ни разу не видел))



Выйдя вот так утром из дома, можно машину свою и не найти..



Также, как, впрочем, и не добраться до любимой хычинной)



Из-за большого количества снега в этом году многие дороги закрыты из-за лавиноопасности

Прогулялся я и по высокогорной тропинке, по которой мы, будучи студентами, забрасывались в базовый лагерь. Навестил домик Визбора, послушал тишину ущелий и дождался стремительно появляющихся звезд следом за закатом.





После того, как дороги откопали от ночного снегопада, можно было выдвигаться дальше. Навестить базовый лагерь на Эльбрусе для меня было бы идеальным завершением путешествия, ведь там я тоже не был с 2003 года. На пути у нас лежал перевал Гумбаши и затем Кисловодск.



Дорога достаточно убитая, но невероятно живописная. Витиеватые скалы сменяют снежные вершины.





И вот, поднявшись более чем на 2 километра высоты, неожиданно за поворотом показывается величественный Эльбрус!





Отсюда особенно понимаешь, что не зря его называют крышей Европы..



На перевале неожиданно бурлит туристическая жизнь. На уступе горы расположена кафешка с нереальным видом на весь Кавказский хребет. Здесь же на дежурстве шайка перевальных котов, о которых знают многие путешественники. Коты предпочитают баранину из местной шашлычной)



За не очень дешево, но с видом на Эльбрус в хорошую погоду можно неплохо отобедать.


Далее начинается продолжительный спуск в сторону Кисловодска.




По дороге можно увидеть мекку парапланеризма - гору Юца



Нам очень повезло в то утро - горы буквально парили в воздухе!
И вот, миновав Кисловодск и потратив несколько часов дороги по Баксанскому ущелью, мы оказались в поселке Терскол. Отсюда по сути начинаются восхождения на Эльбрус. Для того, чтобы попасть в базовый лагерь альпинистов, нужно подняться на высоту почти 4 км. В целях аклиматизации особо прочные могут пойти пешком, но для менее бойких есть 3 ступени канатной дороги. Эта дорога функционирует здесь уже много лет: классический такой советский вагончик. Однако, в связи с возрастающим спросом на российские горнолыжные склоны, не так давно построили параллельную современную канатку. Нам в тот день крупно повезло: новая дорога была на регламентных работах, поэтому лыжники все остались в Терсколе. Из-за этого на горе практически никого не было, и нам выпала практически уникальная возможность подняться на гору без толп попутчиков.


Вначале идут две ступени канатки с вагончиком. После первой выплывает сам Эльбрус. Ощущения от этой горы просто нереальные! Ее кажущиеся близость и пологие склоны обманчивы. Чтобы зимой подняться на вершину, нужно обладать очень прочным запасом сил и здоровья. Даже некоторым "снежным барсам" - альпинистам, поднимающимся на семитысячники и восьметысячники, не всегда хватает выносливости, чтобы взойти на зимний Эльбрус. Главный подвох здесь - не только дефицит кислорода (в два раза меньше, чем на равнине, и особенно зимой), но и то, что Эльбрус - спящий вулкан. В седловине между двумя вершинами, незметно для человека, выделяется сероводород, который сильно влияет на организм, атакованный гипоксией. В 2003 году мне не хватило до вершины буквально 300 метров - силы закончились. А у моего напарника началась горная болезнь...

В этом году Эльбрус особенно сложен - я ни разу не видел столько льда на его склонах. Для восхождения требуется не только много сил, но и альпинистского снаряжения.


Особый интерес представляет финальная часть дороги - кресельная. Эти стульчики ездят здесь с 1963 года и являются первой кресельной дорогой в СССР. Чтобы сесть на кресло, нужно быстро подбежать, пока оно не уехало, повернуть запорный механизм, который, в общем-то, достаточно легко выщелкивается в процессе подъема. Особенно улыбают надписи на каждом столбе - "с кресел не прыгать")  Это с учетом того, что под ногами часто до 30 метров высоты..

И вот мы спрыгиваем с кресел и оказываемся на "бочках". Когда-то это был основной лагерь альпинистов. Здесь провел несколько незабываемых дней и я в марте 2003-го. Сейчас бочки занесены снегом ровно так, как бывало и у нас, когда утром просыпаешься, открываешь дверь вовнутрь, а за ней вдруг видишь еще одну, снежную)  Берешь лопату и пару часов отгребаешь путь к столовой...





Вот с такими видами ночуют альпинисты. Из нововведений - пластиковые окна)



Никогда не думал увидеть на такой высоте лису)



Поднявшись чуть выше, можно увидеть шикарный вид на гору "семерка" (в честь многовекового ледника, похожего на цифру 7) и на альплагерь



Самая высокая лавочка в Европе)



Даже немного буддизма, словно в Гималаях



На этого великана можно смотреть долго.. В тот день было невероятно тихо, лишь после обеда поднялся ветер, предвещая сильный шторм, собиравшийся нагрянуть на следующий день. Эльбрус - словно олицетворение застывшего времени (в прямом и переносном). У меня уже прошла практически треть жизни, а здесь ничего не изменилось. И не изменится еще долго. Человек оставляет после себя следы на снегу, а на завтра уж ничего и нет..

P.S. рекомендую посмотреть отличный фильм моего коллеги, режиссера Генри Микса "Россия от края до края. Большой Кавказ"

И немного фотографий из "той жизни")











Эльбрус, путешествие, автопутешествие, Кавказ, альпинизм, Домбай

Previous post Next post
Up