Иерусалим глазами паломника - часть 2

Apr 27, 2022 14:20

Второй день нашего пребывания на Святой земле начался рано утром. А с чего начинается новый день? Конечно с молитвы. И с завтрака. В течение дня мы на иерусалимской жаре в основном пили воду, и подкреплялись разными снеками и батончиками, ужин как правило был поздний - в 7 или в 8 часов вечера, поэтому завтраку мы уделяли большое внимание. Если конечно в этот день мы не планировали причащаться Святых Христовых Таин.




01. Ресторан в отеле Ibis предлагал утром "шведский стол", который особо наверное не отличался от остальных шведских столов



02.



03. Санкционки хватало. Правда Великий пост не позволял сыры, колбасы и прочие копчености, поэтому мы довольствовались овощами, которых тоже было немало



04.



05. Соусов и хумусов - на любой вкус!



06.



07.



08. Глотая слюну, обходим пиццу



09.



10. Сегодня наша паломническая поездка начиналась с посещения Вифлеема - места рождения нашего Спасителя. Присаживайтесь поудобнее; пост будет длинным. Нельзя описать эту Святыню в двух словах. Для начала немного официальной истории.

Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI-XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после - иудеи. В Ветхом Завете (Торе) Вифлеем упоминается также как Эфрата (Ефрата).

В городе во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен первый христианский храм. Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было востановлено.



11. С начала XVI века до начала XX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. Лишь с 1831 по 1841 год Вифлеем был под контролем египетского хедива Мухаммеда Али. Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны.

После распада Османской империи, в 1922 году Вифлеем отошёл к Британской Палестине. В 1947 году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в 1948 году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны 1967 года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля. Лишь в 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии.

В связи с праздниками наш автобус не пустили в Палестину с одной стороны, и рекомендовали заехать в город с другого КПП



12. Вифлеем дорог всем! К примеру, чем же Вифлеем (Бейт-Лехем) дорог иудеям?

В библейской истории Вифлеем был особенным местом для еврейского народа. Там была похоронена Рахель, оттуда Бог поднимал судей Израиля. Боаз был родом из Вифлеема, и в лице Руфи он ввел язычницу в Израиль. Величайший царь Израиля Давид вырос в этом городе. И самое удивительное - пророчества о том, что Мессия придет из Вифлеема.

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Книга пророка Михея 5.2.)

Это будет не просто очередной правитель из Вифлеема, но тот, «Которого происхождение от дней вечных». Это пророчество подтверждает обещание, данное Давиду о том, что его наследник будет править на его троне и станет основателем царства навечно.

Теперь о нашей, Христианской ценности Вифлеема.

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте. Все, что происходило до Рождества, описано в Ветхом Завете. И, соответственно, все, что произошло после рождения Приснодевой Марией младенца по имени Иисус, описано уже в Новом Завете.

И, наконец, Вифлеем-мусульманский. Чем он дорог мусульманам? Вифлеем - в исламе - Байт-Лахм - город в Палестине, в котором, согласно преданию, родился один из самых великих и почитаемых в исламе пророков Иса, сын Марьям. Вот и приехали….

Вывод таков:

1.В истории еврейского народа есть упоминание об Иешуа из Нацэрэта, еврейском пророке.
2.В христианстве присутствует Иисус Христос.
3.В мусульманстве (как самой молодой религии из трех) - пророк Иса.

Нетрудно догадаться, что речь идет об одном и тоже образе. И становится понятно, почему за Вифлеем идет постоянная борьба.

Стандартная для Вифлеема картинка



13. Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации - как архитектурный памятник и христианская святыня. Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.
Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.
Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.
После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.
Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи, но не забывал и о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.



14. Вступая в главную дверь Храма, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».



15. На полу сохранилась раннехристианская мозаика, но она была временно закрыта на реставрационные работы



16.



17.



18. Нам пришлось подождать около часа, пока в пещере, где родился Христос, шла служба монахов-франсисканцев



19. Но зато мы были первые, так как за нами за это время скопилось уже порядка 100 человек паломников.



20. Место рождения Иисуса Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии).



21. Типичные виды палестинского Вифлеема



22. Мы заехали в одну из иконных лавок, где кстати, в дни Рождества Христова мироточит одна из старинных икон Спасителя. Драгоценное миро собирают ватками, и помазывают им благочестивых покупателей.



23.



24. Магазинчик отличается тем, что тут совершенно бесплатно покупателей поят вкуснейшим арабским кофе, с добавлением чего то такого вкусного, что одной чашечкой им не удается отделаться.



25.



26. А мы выезжаем с Вифлеема и держим наш путь в Елеонский Свято-Вознесенский женский монастырь (находится в юрисдикции РПЦЗ).



27. Еврейские большие семьи собираются и празднуют Песах



27.1 А кто то празднует и так...

image Click to view



28. На улицах Иерусалима началось усиление



29. Елеонский монастырь, как и другие свтыни утопает в зелени



30.



31. Тут находится часовня, построенная на месте обретения Главы Иоанна Предтечи - Крестителя Господня



32. Часть древней мозаики



33.



34. Там же на Елеонской горе находится часовня Вознесения господня, «Стопочка». Часовня известна с 370 года по Р.Х, перестроена в VI веке. Принадлежит она ныне мусульманам арабской деревни Аттур, расположенной на центральной вершине Елеонской горы. Туда нам не удалось попасть.



35. А мы тем временем подошли к одной из известных в Иерусалиме смотровых площадок, откуда великолепно открывается вид на Старый город.



36.



37.



38.

image Click to view



39. А мы подошли к гефсиманскому женскому монастырю Св.Рав.Ап. Марии Магдалины, где находятся святые мощи Великомученицы Елизаветы и инокини Варвары



40. Очень долгий подъем по старым каменным лестницам



41.



42. Монастырские котики



43. Пятиглавый храм с золотыми куполами - один из красивейших храмов Иерусалима. Внутри храма - беломраморный иконостас, украшенный орнаментом из темной бронзы, иконы кисти академика живописи В. Верещагина и полотна с сюжетами из жития равноапостольной Марии Магдалины, созданные С. Ивановым. Мраморная колонна, на которой укреплен Св. Престол, была найдена непосредственно на «Русских Раскопках» в Старом Иерусалиме (ныне Александровское подворье) вблизи храма Воскресения Христова.



44.



45. На освящение храма в 1888 году в Палестину прибыл Великий Князь Сергий Александрович (Председатель Императорского Палестинского Общества) и его супруга Великая Княгиня Елисавета Федоровна. Их сопровождал Великий Князь Павел Александрович. Именно тогда Вел. Кн. Елисавета Федоровна, вдохновленная благодатью Святой Земли, выразила желание быть похороненной здесь. Желание ее исполнилось. Сегодня в храме Марии Магдалины покоятся мощи Свв. Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, замученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Две раки белого мрамора расположены справа и слева от алтаря.



46.

47.



48. Тут тоже все в цвету. Вот к примеру дурман, или бругмансия древовидная. Дурман я вижу впервые!



49. Лимоны в Иерусалимских монастырях повсеместно. Я привез домой несколько штук. Вкусные!



50. Спускаемся из монастыря и попадаем в Гефсиманский сад. Да-да, тот самый.



51. Здесь Иисус Христос встречался со своими учениками, здесь Он молился после печально знаменитой Тайной вечери, здесь Его нашли и взяли под стражу. Погулять вдоль вековых оливковых деревьев тут не получится, т.к. территория огорожена. Но может оно и правильно: сад очень небольшой, а, наверое, каждому туристу охота была бы ухватить кусочек деревца, сорвать цветок на память...



52.



53. Тут находится и церковь Всех Наций.

54. В центре алтаря, выполненного в виде чаши, аллегорически наполненной страданиями Иисуса, икона, изображающая Спасителя на скале, с которой Он обращался к отцу, а на полу - обломок той самой скалы, опоясанный кованным терновым венцом.



55.



56.



57. В Гефсиманском саду над пещерой, ставшей гробницей родителей Богоматери и ее супруга Иосифа, в 326 г. византийским императором Феодосием I был поставлен храм Успения Богородицы. До наших дней он не дожил, потому что через три столетия был уничтожен персами. А вот пещера с входным порталом сохранилась.  Над ней - полуподвальное помещение в романском стиле эпохи крестоносцев (XII в.), принадлежащее Греческой православной церкви.



58. От входа вниз ведут 42 крутые ступени. На 11-й ступеньке остановка. Здесь алтари. Справа в глубокой нише покоится прах родителей Девы Марии - Иоакима и Анны. А слева - Иосифа.



59. В самой нижней части, в скальном гроте, находится гробница Божией Матери.



60.



61. В мраморной плите пробиты три застекленных окошка. Это сделано для того, чтобы каждый, заглянувший вовнутрь, мог убедиться, что она пуста, потому что Божья Матерь после смерти вознеслась на небо.



62. Тот факт, что Богородица действительно была похоронена здесь, считают непреложным русская, греческая, коптская, сирийская и армянская церкви. Католики и протестанты здесь не молятся, они почитают альтернативное место Успения на горе Сион.



63. Пора возвращаться. За путешествиями незаметно пролетел день, и я снова в Старом городе, иду к своим друзьям - арабам, но об этом будет отдельный пост.



64. Археологи из Управления древностей Израиля и Тель-Авивского университета после шести лет раскопок в Старом городе Иерусалима установили возраст его главной мощёной улицы. По их мнению, дорога была построена и богато отделана в I веке нашей эры - во времена правления префекта Понтия Пилата. Так что эти каменные плиты еще помнят стопы Спасителя!



65. Ортодоксальный иудей в традиционной одежде и лисьей шапке



66. Любопытно, что он там снимает...



67.



68.



69. А мы пришли в Русскую духовную миссию Иерусалима на службу выноса Плащаницы



70. После окончания службы паломники приложились в Святой Плащанице



71. Ужин. Хлебосольные хозяева выставили на столы вино, но с учетом строгого поста к нему практически никто так и не притронулся



72.



73. Закончился очередной паломнический день на Святой земле. Уставшие мы еле волочим ноги в отель. Завтра подъем в 6 часов утра, именно во столько начинается Божественная Литургия в Русской духовной миссии.



74. Справа - странный лифт, "Шаббат элеватор", который спускается почему то с остановкой на каждом этаже.



75. И в завершение сегодняшнего обзора - немного иерусалимского стрит арта



Христос Воскресе!

Продолжение следует

Иерусалим глазами паломника - часть 1

Путешествия, Иерусалим, Православие, Израиль

Previous post Next post
Up